3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
В начале 20-х гг. ХХ в. в развитии западной социологии наступает новый этап. Его характерная особенность – расцвет эмпирической социологии, базирующейся на методологии неопозитивизма. Центр мировой социологии перемещается в США, где в то время сложились наиболее благоприятные экономические и интеллектуальные условия для развития эмпирических исследований. Важнейшую роль в отработке методологии и методики эмпирической социологии сыграла Чикагская школа (ведущие теоретики: Роберт Парк, Эрнст Берджесс). Её представители заложили основы социологического изучения урбанизации, городского образа жизни, разработали социально-экологическую теорию.
Важнейшим результатом деятельности Чикагской школы и других научных коллективов США стало формирование нового исследовательского стандарта в социологии, для которого характерно:
а) обязательное следование таким правилам, как постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, сбор эмпирических данных, их анализ и интерпретация;
б) опора на такие познавательные приемы, как массовые социологические опросы, социологическое наблюдение, социальный эксперимент;
в) математизация социологии, т.е. использование математических методов для статистической обработки полученных данных (математическая статистика). Несколько позднее, уже после второй мировой войны - компьютеризация. Одними из первых в американской социологии обратились к использованию вычислительной техники именно ученые Чикагского университета (Э. Берджесс).
Утверждение эмпирической социологии имело важные последствия для институционализации социологии, которая перестала быть кабинетной наукой, приобрела новый исследовательский облик, отделившись от философии, истории, правоведения, этики и ряда других наук.
Своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции стало усиление в 40-60-е гг. ХХ в. теоретико-методологических построений. Окончание второй мировой войны и послевоенное развитие поставило множество острых вопросов широкого социального звучания. Настало время повышенного внимания к методологии и теории. Большую роль в этом сыграли работы русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) и его учеников американских ученых Толкотта Парсонса (1902-1979), Роберта Мертона (1910-2003).
П.А. Сорокин известен как автор крупных теоретических концепций, с помощью которых он стремился объяснить изменения в мире. Это концепция социокультурной динамики, концепция интегрального типа личности и общества. Из многочисленных разработок Т. Парсонса надо выделить теорию социального действия и структурно-функциональный анализ, в методологическом отношении они связаны, причем первая является базовой. Однако методологические построения П.А. Сорокина и Т. Парсонса в недостаточной степени были связаны с эмпирической социологией. В преодолении параллелизма теоретической и эмпирической социологии немалый вклад внес Р. Мертон благодаря разработанным им теории функционального анализа и теории среднего уровня. Р. Мертон пришел к выводу о необходимости «посредника» между эмпирическими исследованиями действительности и широкими теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. В качестве такого посредника он предложил использовать ТСУ.
Важнейшие научные приобретения социологии как в первом периоде (20-30-е гг. ХХ в.: мощное наступление эмпиризма), так и во втором (40-60-е гг. ХХ в.: усиление теоретико-методологических построений) подвели её к новому обозначившемуся в 70-80-е гг. ХХ в. периоду, продолжавшемуся в определенной мере и по сей день. Появляются теории, тесно связанные с классическими идеями, но обновляющие их. Характерную особенность развития социологии в последнюю четверть ХХ в. представляет её теоретическая реконструкция, которая определяется появлением ряда новых направлений и парадигм.
Обратимся к некоторым парадигмам современной западной социологии. Среди них парадигма социального конфликта. Её разрабатывали еще в 50-60-е гг. ХХ в. Льюис Козер (США) и Ральф Дарендорф (немецкий социолог, работающий в Англии) в противовес структурному функционализму, делавшему акцент на стабильность и равновесие социальной системы. В последние 25 лет парадигма социального конфликта получила развитие в работах Д. Белла (США), М. Крозье и А. Турена (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия). Данными учеными подчеркивается объективная ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Хотя вместе с тем выделяются конфликты, тормозящие развитие общества, к ним относится классовая борьба.
Еще одна парадигма современной западной социологии – теория социального обмена, разрабатывавшаяся американскими социологами Джорджем Хомансом, Питером Блау, Ричардом Эмерсоном. В соответствии с этой теорией функционирование человека и общества базируется на обмене различными широко понимаемыми социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существует власть, престиж, статус и др. Для этой парадигмы характерен психологический редукционизм, но тем не менее её ценность заключается в том, что она стремится найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения социальной жизни. Это важно для сочетания анализа человеческого поведения и деятельности социальных структур различной степени сложности.
Среди парадигм современной западной социологии заслуживает внимания также символический интеракционизм. Его особенность – анализ социальных взаимодействий на основе символического содержания, которое люди вкладывают в свои конкретные действия. В рамках этой парадигмы рассматриваются значения символов как необходимых средств социальных взаимодействий. Основное символическое средство взаимодействия – язык, и ему уделяется большое внимание. За социальными символами скрывается соотнесение индивидом своих действий с социальными нормами и образцами поведения. Создателем символического интеракционизма явился американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), хотя термин был введен в научный оборот его учеником Гербертом Блумером. Их последователи Т. Шибутани, Т. Партленд и др. рассматривают социальный процесс как выработку и изменение социальных значений, зависящих более от субъектов взаимодействия, нежели от объективных причин. Несмотря не недооценку материальных факторов, определяющих изменение социальных смыслов и значений, символический интеракционизм ценен для современной социологии, так как на передний план выводит межличностные взаимодействия и динамику развития личности. Наконец, назовем такую парадигму, как этнометодология. Её создатель - американский социолог Гарольд Гарфинкель. Этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности. В её рамках изучается, каким образом, благодаря каким методам и действиям осуществляется деятельность группы, производящей социальный порядок. Предмет этнометодологии – процедуры интерпретации социальных явлений и их научного осмысления, осуществляемого как раскрытие механизмов социальной коммуникации между людьми. Отсюда внимание к языковому общению. Представители этой парадигмы достаточно субъективно истолковывают социальную действительность, хотя в то же время в её рамках ведутся конкретные исследования обыденного сознания, общения, морали, что тоже ценно для современной социологии.
В 80-90-е гг. ХХ в. возник целый ряд новых социологических теорий, которые пока не вышли на уровень парадигм, но оказались настолько своеобразными, что позволили говорить о появлении так называемой «постклассической» социологии. Одни авторы рассматривают её возникновение как стремление преодолеть кризис теоретической социологии, оказавшейся не в состоянии с помощью «классических» теорий удовлетворительно объяснить возникшие в мире изменения и спрогнозировать новые социальные процессы. Другие авторы рассматривают теории 80-90-х гг. ХХ в. как сам кризис в социологии, поскольку эти теории разделили судьбу «классических» концепций ХIХ-ХХ вв. Основное из предъявляемых им «обвинений» - неспособность спрогнозировать радикальные преобразования в мировом социальном пространстве, связанные с прекращением существования СССР и других социалистических стран.
Таким образом, развитие западной социологии в ХХ в. наиболее рельефно показывает её как плюралистическую систему знаний об обществе, где не дается предпочтения ни одной отдельно взятой теории. Таковых просто не существует. Все споры между различными направлениями в социологии неизменно убеждают в том, что невозможно создать универсальную концепцию, обладающую монополией на истину. Сама социальная реальность множественна, многогранна, подвижна. Каждая теория имеет свои сильные стороны и свои открытия. Мультитеоретийность – это особенность социологии на протяжении всей ее истории.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии