logo
Учебник социология / Учебник

3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии

В начале 20-х гг. ХХ в. в развитии западной социологии наступает новый этап. Его характерная особенность – расцвет эмпирической социологии, базирующейся на методологии неопозитивизма. Центр мировой социологии перемещается в США, где в то время сложились наиболее благоприятные экономические и интеллектуальные условия для развития эмпирических исследований. Важнейшую роль в отработке методологии и методики эмпирической социологии сыграла Чикагская школа (ведущие теоретики: Роберт Парк, Эрнст Берджесс). Её представители заложили основы социологического изучения урбанизации, городского образа жизни, разработали социально-экологическую теорию.

Важнейшим результатом деятельности Чикагской школы и других научных коллективов США стало формирование нового исследовательского стандарта в социологии, для которого характерно:

а) обязательное следование таким правилам, как постановка проблемы, выдвижение и проверка гипотез, сбор эмпирических данных, их анализ и интерпретация;

б) опора на такие познавательные приемы, как массовые социологические опросы, социологическое наблюдение, социальный эксперимент;

в) математизация социологии, т.е. использование математических методов для статистической обработки полученных данных (математическая статистика). Несколько позднее, уже после второй мировой войны - компьютеризация. Одними из первых в американской социологии обратились к использованию вычислительной техники именно ученые Чикагского университета (Э. Берджесс).

Утверждение эмпирической социологии имело важные последствия для институционализации социологии, которая перестала быть кабинетной наукой, приобрела новый исследовательский облик, отделившись от философии, истории, правоведения, этики и ряда других наук.

Своеобразной реакцией на доминирование эмпирической традиции стало усиление в 40-60-е гг. ХХ в. теоретико-методологических построений. Окончание второй мировой войны и послевоенное развитие поставило множество острых вопросов широкого социального звучания. Настало время повышенного внимания к методологии и теории. Большую роль в этом сыграли работы русско-американского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968) и его учеников американских ученых Толкотта Парсонса (1902-1979), Роберта Мертона (1910-2003).

П.А. Сорокин известен как автор крупных теоретических концепций, с помощью которых он стремился объяснить изменения в мире. Это концепция социокультурной динамики, концепция интегрального типа личности и общества. Из многочисленных разработок Т. Парсонса надо выделить теорию социального действия и структурно-функциональный анализ, в методологическом отношении они связаны, причем первая является базовой. Однако методологические построения П.А. Сорокина и Т. Парсонса в недостаточной степени были связаны с эмпирической социологией. В преодолении параллелизма теоретической и эмпирической социологии немалый вклад внес Р. Мертон благодаря разработанным им теории функционального анализа и теории среднего уровня. Р. Мертон пришел к выводу о необходимости «посредника» между эмпирическими исследованиями действительности и широкими теоретическими обобщениями закономерностей социального поведения. В качестве такого посредника он предложил использовать ТСУ.

Важнейшие научные приобретения социологии как в первом периоде (20-30-е гг. ХХ в.: мощное наступление эмпиризма), так и во втором (40-60-е гг. ХХ в.: усиление теоретико-методологических построений) подвели её к новому обозначившемуся в 70-80-е гг. ХХ в. периоду, продолжавшемуся в определенной мере и по сей день. Появляются теории, тесно связанные с классическими идеями, но обновляющие их. Характерную особенность развития социологии в последнюю четверть ХХ в. представляет её теоретическая реконструкция, которая определяется появлением ряда новых направлений и парадигм.

Обратимся к некоторым парадигмам современной западной социологии. Среди них парадигма социального конфликта. Её разрабатывали еще в 50-60-е гг. ХХ в. Льюис Козер (США) и Ральф Дарендорф (немецкий социолог, работающий в Англии) в противовес структурному функционализму, делавшему акцент на стабильность и равновесие социальной системы. В последние 25 лет парадигма социального конфликта получила развитие в работах Д. Белла (США), М. Крозье и А. Турена (Франция), Ю. Гальтунга (Норвегия). Данными учеными подчеркивается объективная ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Хотя вместе с тем выделяются конфликты, тормозящие развитие общества, к ним относится классовая борьба.

Еще одна парадигма современной западной социологии – теория социального обмена, разрабатывавшаяся американскими социологами Джорджем Хомансом, Питером Блау, Ричардом Эмерсоном. В соответствии с этой теорией функционирование человека и общества базируется на обмене различными широко понимаемыми социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существует власть, престиж, статус и др. Для этой парадигмы характерен психологический редукционизм, но тем не менее её ценность заключается в том, что она стремится найти переход от микросоциологического к макросоциологическому уровню изучения социальной жизни. Это важно для сочетания анализа человеческого поведения и деятельности социальных структур различной степени сложности.

Среди парадигм современной западной социологии заслуживает внимания также символический интеракционизм. Его особенность – анализ социальных взаимодействий на основе символического содержания, которое люди вкладывают в свои конкретные действия. В рамках этой парадигмы рассматриваются значения символов как необходимых средств социальных взаимодействий. Основное символическое средство взаимодействия – язык, и ему уделяется большое внимание. За социальными символами скрывается соотнесение индивидом своих действий с социальными нормами и образцами поведения. Создателем символического интеракционизма явился американский социолог Джордж Герберт Мид (1863-1931), хотя термин был введен в научный оборот его учеником Гербертом Блумером. Их последователи Т. Шибутани, Т. Партленд и др. рассматривают социальный процесс как выработку и изменение социальных значений, зависящих более от субъектов взаимодействия, нежели от объективных причин. Несмотря не недооценку материальных факторов, определяющих изменение социальных смыслов и значений, символический интеракционизм ценен для современной социологии, так как на передний план выводит межличностные взаимодействия и динамику развития личности. Наконец, назовем такую парадигму, как этнометодология. Её создатель - американский социолог Гарольд Гарфинкель. Этнометодология имеет дело с повседневными, обыденными действиями людей и их практическим мышлением в ходе осуществления такой деятельности. В её рамках изучается, каким образом, благодаря каким методам и действиям осуществляется деятельность группы, производящей социальный порядок. Предмет этнометодологии – процедуры интерпретации социальных явлений и их научного осмысления, осуществляемого как раскрытие механизмов социальной коммуникации между людьми. Отсюда внимание к языковому общению. Представители этой парадигмы достаточно субъективно истолковывают социальную действительность, хотя в то же время в её рамках ведутся конкретные исследования обыденного сознания, общения, морали, что тоже ценно для современной социологии.

В 80-90-е гг. ХХ в. возник целый ряд новых социологических теорий, которые пока не вышли на уровень парадигм, но оказались настолько своеобразными, что позволили говорить о появлении так называемой «постклассической» социологии. Одни авторы рассматривают её возникновение как стремление преодолеть кризис теоретической социологии, оказавшейся не в состоянии с помощью «классических» теорий удовлетворительно объяснить возникшие в мире изменения и спрогнозировать новые социальные процессы. Другие авторы рассматривают теории 80-90-х гг. ХХ в. как сам кризис в социологии, поскольку эти теории разделили судьбу «классических» концепций ХIХ-ХХ вв. Основное из предъявляемых им «обвинений» - неспособность спрогнозировать радикальные преобразования в мировом социальном пространстве, связанные с прекращением существования СССР и других социалистических стран.

Таким образом, развитие западной социологии в ХХ в. наиболее рельефно показывает её как плюралистическую систему знаний об обществе, где не дается предпочтения ни одной отдельно взятой теории. Таковых просто не существует. Все споры между различными направлениями в социологии неизменно убеждают в том, что невозможно создать универсальную концепцию, обладающую монополией на истину. Сама социальная реальность множественна, многогранна, подвижна. Каждая теория имеет свои сильные стороны и свои открытия. Мультитеоретийность – это особенность социологии на протяжении всей ее истории.