logo search
malyshu_var-t_2

15. Гол и метод экспертных оценок.

Групповая оценка личности - отражает общественное мнение о человеке как о члене коллектива. Это есть статистическая совокупность индивидуальных представлений о человеке. Практика психологических исследований показала, что 15 испытуемых достаточно для получения результатов на 5-процентном уровне вероятности ошибки. Оценивающие должны находиться с оцениваемым в одной контактной группе (спортивной команде). Желательно, чтобы экспертная группа состояла из людей, занимающих разное положение в официальной и неофициальной структуре учебного или студенческого коллектива. Для определения неофициальной структуры можно воспользоваться данными социометрии.

Используется обычно в производственных условиях при проведении периодических аттестаций, а также при формировании резерва на выдвижение. Непосредственным предметом измерения метода групповой оценки личности являются не собственно профессиональные качества, а мнения о них экспертов. Качества личности, таким образом, определяются опосредованно. Мнение экспертов объективно детерминированы свойствами личности оцениваемого.

Метод экспертных оценок - Метод прогнозирования, основанный на достижении согласия группой экспертов. Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, т.е. компетентные специалисты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт получает затем свод ответов других экспертов, его просят заново рассмотреть свой прогноз и, если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению. Анонимность экспертов является очень важным условием. Она помогает избежать возможного группового размышления над проблемой, а также возникновения межличностных конфликтов на почве различий в статусе или социального окрашивания мнений экспертов.

Эксперты должны хорошо знать оцениваемый объект , их должно быть четное количество, эксперты не должны быть заинтересованы в результатах собственных оценок.