14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
АМО особая группа методов которая использует 2 цели:
1)Диагнозцировать развитие у участников группы
2) Способствуют развитию определенных ПС умений и навыков
1) Групповая дискуссия – метод групповой работы по решению проблем, к-рый, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных т.зр. по данной проблеме, тем самым способствует выработке адекватного в данной ситуации решения. М.г.д. увеличивает вовлеченность участников в процесс этого решения, что повышает вероятность его реализации.
2) Мозговой штурм - метод обучения, направленный на развитие креативных способностей – поиску и порождению новых идей, а также их анализу и синтезу. Мозговой штурм предполагает запрет на любую критику на стадии генерации идей, когда основной акцент делается скорее на количество идей, чем на их качество. После стадии первоначальной генерации предложенные участниками идеи могут быть сгруппированы, оценены, отложены для дальнейшего их изучения или отобраны как возможное решение рассматриваемой проблемы.
3) Кейс-метод - техника обучения, использующая описание реальных экономических и социальных ситуаций. Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в проблемах, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.
Различают полевые ситуации, основанные на реальном фактическом материале, и кресельные (вымышленные) кейсы. Развивает аналитические способности.
4) Ролевая игра — воспроизведение действий и отношений других людей или персонажей какой-либо истории, как реальной, так и выдуманной. Основная цель – обучение специалистов межличностному общению и взаимодействию в условиях совместной профессиональной деятельности. Идентифицируя себя с каким-либо персонажем, человек может не только отработать какой-то навык, но и снять эмоциональное напряжение. Несмотря на осознание вымышленности роли, приобретаемый эмоциональный опыт вполне реален. За счёт этого ролевые игры эффективны в психотерапии.
5) Деловая игра — метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости. Основные цели:
1) формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
2) воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
3) передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
4) обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений.
6) Социально-психологический тренинг (СПТ) - один из методов активного обучения и психологического воздействия, осуществляемого в процессе интенсивного группового взаимодействия и направленного на повышение компетентности в сфере общения.
Основная цель: повышение компетентности в общении (связанно с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, коррекцией и развитием системы отношений личности).
СПТ в качестве составных методов может включать все МАО.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.