logo
malyshu_var-t_2

37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.

Взрослые в лице родителей, воспитателей, учителей, несомненно, играют важнейшую роль в социализации личности ребенка. Но взрослые не замечали (или не хотели замечать) значимости того формирующего личность социально‑психологического воздействия, которое способны оказывать на ребенка его сверстники. Одногруппники в детском саду, одноклассники в школе, товарищи по играм во дворе, компания дачных приятелей или подруг - это тоже своего рода социальные воспитатели личности ребенка. Но обычно взрослые мало задумываются над тем, какими именно способами дети воспитывают друг друга. В России первым, кто попытался исследовать культуральную систему детского мира - детскую субкультуру, был известный профессор‑фольклорист Г. С. Виноградов. Во второй половине XX в. мощным толчком для изучения детской субкультуры в разных странах мира стала книга английских ученых Айоны и Питера Опи "Фольклор и язык школьников". Надо отметить, что исследователи детской субкультуры 60‑80‑х годов XX в. в основном были фольклористами (считалки и песенки, правила, дразнилки и отговорки, детские анекдоты, загадки+) Детский фольклор - это результат коллективного творчества многих поколений детей. Он передается от ребенка к ребенку в непосредственном общении - изустно. Фактически этот фольклор является языком детской субкультуры. Детская субкультура как социокультуральная система характеризуется следующими особенностями. 1. Она является частью, или подсистемой культуры того общества, к которому принадлежат дети (отсюда и приставка суб‑, указывающая на подчиненность, в слове "субкультура"). Однако детская субкультура всегда сохраняет относительную автономию и самостоятельность. 2. Детская субкультура отличается консерватизмом (игры, шалости, фольклорные тексты сохраняются в детской среде иногда на протяжении столетий (!), несмотря на то, что смена поколений у детей происходит через каждые 5 лет), обладает своеобразными "цензурными фильтрами", не позволяющими расшатывать ее устои. 3. Субкультуры детей разных стран обладают своими особенностями, но имеют и несомненное, иногда поражающее исследователей сходство. 4. Детская субкультура является продуктом социального взаимодействия и коллективного творчества детей в свободном общении, играх, познавательной деятельности в неформальных группах. 5. Психологические предпосылки для передачи (трансляции) детской традиции создаются на основе возникающих на определенных возрастных этапах социальных и личностных потребностей детей, но обеспечивается трансляция традиции у детей по вертикали: от старших к младшим. Принято считать, что маленький ребенок в возрасте до 3 лет не испытывает особой нужды в других детях. Он, конечно, замечает сверстников на прогулке, эмоционально реагирует на их присутствие в общем пространстве комнаты, игровой площадки, песочницы. Но играет он рядом с ними, а не вместе. Между 3 и 5 годами ребенок постепенно обнаруживает ценность сверстника в качестве товарища по игре. К 5 годам ребенок обычно имеет достаточно богатый опыт - и удачный, и горький. У ребёнка увеличивается интерес ко все более сложным формам творческого взаимодействия с партнерами по играм. Для него личностно важно, что в процессе этих игр он может удовлетворить все более разнообразные потребности своего растущего "Я". Итак, складывается характерная для детской субкультуры ситуация, когда потребности формирующихся детских личностей объединяются в результирующую и рождается коллективный социальный запрос. У детей 5-6 лет это запрос на более эффективные, чем были раньше, способы самоорганизации детской игровой группы и регуляции совместных действий. Умение сдерживать свои чувства и владеть собой в эмоционально значимых ситуациях высоко ценится среди детей. Наверное, именно потому, что навыков эмоциональной саморегуляции детям как раз и не хватает (пр-р про рёву). Эмоционально возбудимый ребенок нередко становится жертвой манипуляторских действий сверстников. Кроме индивидуальных особенностей, у всех детей есть общевозрастные проблемы эмоциональной жизни. Поэтому большое место в детской субкультуре занимает психологическая проработка этих проблем, среди которых особо важную роль играет тема страхов. Эта тема является центральной в таких формах детской групповой жизни, как рассказывание страшных историй и посещения "страшных" мест.