1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
Объект исследования (кого?) – человек, как представитель определенной социальной группы, социальные группы общества.
Предмет исследования (что?) - психологические закономерности поведения и деятельности людей, включенных в различные социальные группы, а также, особенности самих этих групп.
Связь социальной психологии с другими науками: - социология (социальный фон) - политология (политический фон) - общая психология (методологический аппарат, базовые знания о психике) - история (сведения о развитии общества, исторический фон) - этнография (быт, культура, традиции этнических групп) - педагогика (обучение и воспитание в группах) - философия (этика) - военные науки - юридические науки (изучение ОПГ, практика суда присяжных)
Социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.
Существуют два основных подхода к вопросу о предмете СП. Первый понимает СП как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе. Предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности. По мнению А. Н. Сухова, существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения и функционирования социально-психологических явлений на макро-, и микроуровне в различных сферах) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-псих. явлений).
Областью является вся с-ма обществ. Отношений: Экономика, право, политика, быт, наука, искусство, религия, философия. В настоящее время получили развитие такие направления СП: политическая, преступности, науки, искусства, производства, управления, торговли и быта, религии.
Под статусом СП. Понимают хар-ку её положения в ряду др. наук о человеке:
1) С точки зрения определения характера её связи с др. науками о человеке по предмету и области исследования
2) Распределения ролей во взаимод-вии с др. дисциплинами
3) Определения того, опирается ли она на методологию др. дисциплин или является основой для них
4) Является ли она лишь дочерним обр-ем каких-л. Наук, или наоборот (с точки зрения генеалогии)
5) Явл. Ли частью наук, или имеет свой самостоятельный Предмет исследования.
Наибольший интерес вызывает её пограничный статус
Интрадисциплинарный подход: а) ОП>СП б) С>СП
Интердисциплинарный подход: а) ОП>СП<C б) ОП≥СП≤С
Однако есть также статус самостоят. Науки, имеющей свой собственный предмет исследования. Но и здесь возможны разл. Направления:
+Философское (теоретическое)
+Психологическое (эксп-эмпирич)
+Социологическое (эмп-прикладное)
!!!Статус СП как науки не оставался и не остаётся неизменным!!!
Во времени СП проходила:
1) Первоначальный статус течения мысли в лоне др. наук
2) Самостоятельный статус Наука с развитой с-мой прикладных дисциплин (до их отпочкования)
3) Статус науки с доминированием методологич. И мировоззренч. Ф-ций, опирающихся на развитие общей СП теории, сосредоточенной на исслед-и лишь самых универсальных закономерностей жизни людей в социуме.
Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.