logo
malyshu_var-t_2

48.Общение как интеракция.

Общение - межличностный и межгрупповой процесс установления, поддержания и развития контактов между людьми с целью обмени инфо, мыслями, оценками, чувствами, эмоциями, установками, порождаемые пот-ми совместной д-ти. Общение пронизывает всю ч-ую жизнь. Общение - средство реализации межличностных взаимоотношений. Впервые в онтогенезе потребность в общении возникает в 2 месяца (комплекс оживлений). Одна из социально - психологических функций общения - интерактивная (общение как интеракция) - совместные действия людей. Занимается изучением форм организации совместной деятельности, типов взаимодействия в группах. Формы организации совместной деятельности в группе ( по Уманскому). 1. Совместно-индивидуальная форма. Это форма деятельности ориентированна на общий предмет труда: т.е группа создает общий результат на основе индивидуального вклада каждого участника группы. Например: учителя одной школы. Каждый работает индивидуально, но вместе создают учебный процесс. Бригада чертежников, кот работая совместно -выполняют индивидуальную работу. 2. совместно-последовательная форма  (конвейер). Когда один человек, выполнив свою работу по конвейеру, передает другому, др.др. При второй форме так же имеется общий предмет труда, но кроме этого имеется специально-ориентированный предмет труда. 3. совместно-взаимодействующая форма. Участники группы выполняют одновременно несколько действий или операций на одном и тои же предмете труда, но при этом каждый имеет свою узкую специализацию, т.е. выполняют некие действия. Нпрмр: сборка автомобиля на конвейере. Бригада хирургов. Это самая сложная форма взаимодействия, т.к. надо распределить роли и не мешать др. др. Требует слаженности и сработанности. 2.2.2 Типы взаимодействия группы 1. Бездействия, отсутствие совместного действия в группе. Обычно встречается на первых этапах формирования группы. Если группа существует долго, а бездействие сохраняется, то это неестественная ситуация. 2. Содействие. Наличие в группе отдельных совместных действий или операций для достижения общей цели. 3. Соучастие. Этот тип взаимодействия предполагает эмоциональную заинтересованность и эмоциональную включенность группы в совместную деятельность. 4. Кооперация. Сотрудничество. Это форма межличностного взаимодействия, которая характеризуется сознательным объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном распределении между ними функций, ролей, обязанностей. Характеризует высокоразвитую группу, с высоким уровнем групповой сплоченности. Этот тип используют довольно часто. 5. Конкуренция (соперничество). Имеет 2 противоположные по содержанию формы А) не антогонистическое соперничество (соревнование). Соревнование- форма совместной деятельности, в процессе которой каждый участник стремится достичь лучших результатов, при этом другие участники рассматриваются как конкуренты, которых нужно ликвидировать. Соревнование проводится по ранее оговоренным и указанным правилам. Б) антогонистическое соперничество- такая форма межличностного взаимодействия, когда индивидуальные или групповые цели достигаются в условиях противоборства с другими людьми или группами, добивающихся этих же целей. Имеет 2 разновидности: + противодействие- открытые, явные действия направленные против достижения другой стороной одинаковых целей. Открытая форма конфронтации. +  противостояние- носит длительный характер, скрытые/открытые формы, использует самые различные приемы нечестной игры. Нпрмр: шантаж.  В рамках интеракции изучают стили общения, конфликтное и бесконфликтное общение. В зарубежной соц психологии была создана теория символического интеракционизма. Это напрвление связано с именем Г. Мида. Мид пришел к выводу, что в становлении "Я" решающую роль играет взаимодействие. Но становление "Я" происходит во взаимодействии не потому, что люди есть простые р-ии на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется Лть, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в 2х формах: play и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим значимым другим. В соответствии с этим у ч-ка формируется и представление о себе самом, о своем "Я". Символический интеракционизм острее других теоретических ориентаций соц психологии поставил вопрос о соц детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования Лти. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен инфо и организация совместной д-ти.