52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
В бол.соц.группах фактор большой численности влияет на происходящие в гр.процессы. В бол.соц.группах более явно, чем в малых и средних проявляют себя м-ды психического воздействия, который называется механизмами влияния. А) заражение - передача определенного эмоционального настроя от одного к др., основанная на аппеляции к бессознательной части психики ч-ка. Эф-т заражения зависит от интенсивности эмоц.состояния воздействуемого, а т.ж.от численности группы. Б) подражание - воспроизведение черт и образцов пов-я других людей. В) внушение - лежит в основе конформности - способ воздействия на бессознательную, эмоц.часть людей вербальными средствами. Оратор старается вызвать, задеть эмоц-е чув-ва слушателей. Т.ж. используется в рекламе, пропоганде, которые связаны с формированием общественного мнения. Сила внушенного воздействия зависит от того, на ск-ко авторитетным, уверенным и убедительным кажется слушателям источник инфо. Разные люди в силу своих индивидуальных особенностей внушаемы в разной степени. Внушаемость - степень податливости внушаемому воздействию. Факторы нушаемости:1.трудновнуш-е - а)сильн.тип НС(преобл.2 сигнал.с/с-мыслит тип); б) быстр.тип психич.Д-ти; в)интроверты; г) критич.и скептический взгляд на мир; д) вн.спокойство, стабильность; е) упрямство; ж) стремлен.к самовыражению и творч. д-ти; з) стремл.к самостоят-ти, независ-ти. 2.легковнуш-е - а)слаб.тип НС(преобл.1сигнал.с/с - худ-ый тип); б) медл.тип психич. Д-ти; в) экстраверты; г) доверчивый взгляд на мир; д) Лая трев-ть; е)податливость; ж) низк.ур. к самовыр-ю, репродуктивное мышление; з) подчинение образцу, шаблону. Если у людей имеются твердо сформированные взгляды, убеждения, то они трудновну-е и наоборот. Внушение может использоваться в лечебных целях для организма и психики в виде гипноза. Г) убеждение - способ воздействия на др.людей с помощью разума, логики, знаний, т.е.оперирует к сознательной, когнитивной части психики ч-ка. Формы воздействия должны соответствовать ур.разв-я Лти или гр. Убеждение предполагает использование следующих логических схем: 1) ввод тезиса; 2) док-во тезиса, приемы: объяснение, исп-е иллюстации, статистич.данных, заключения экспертов, прецедента, аргументов и фактов; 3) повторное озвучивание тезиса. Убеждение более эффективно, когда возд-е оказ-ся на всю группу, а не на отдельного ч-ка. Убеждение будет более эф-но, если гр.будет участвовать в дискуссии.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.