54.Ролевые конфликты.
Ролевые конфликты - конфликты между внутренним 1-го ч-ка или между разными людьми по поводу исполнения соц ролей. Ролевые конфликты бывают 2х видов: 1) внутриличностный конфликт - когда ч-к одновременно выполняет несколько ролей, но это мешает ему выполнять их хорошо. 2) межличностный конфликт - происходит между разными людьми по поводу исполнения парных ролей. Суть: ч-к не оправдывает ролевых ожиданий других людей и они выражают недовольство. Один из вариантов межличностного конфликта является маргинальный конфликт (основан на понятии маргинальная Лть). Маргинальная Лть - ч-к который на данном этапе своей жизни находится в промежуточном положении, на стыке 2х культур, 2х религий, 2х жизненных условий проживания (занимает промежуточное положение). Маргинальный конфликт порождает следующие хар-ки Лти: 1. сомнение в своей Лой ценности, значимости; 2. болезненную застенчивость, неуверенность в себе; 3. чувство одиночества, покинутости; 4. тревоги о будущем; 5. боязнь быть отвергнутым, критикуемым; 6. неспособность наслаждаться жизнью (невротизация Лти); 7. неопределенность соц связей с окружающими людьми; 8. в качестве компенсации перечисленных св-в некоторые люди выбирают стремление к независимости, которая выражается в резких формах, а иногда уход в творчество. Эта проблема хорошо изучена в соц психологии. Существует 3 группы ролевых конфликтов, которые основаны на теории трансактного анализа Э. Берна. Берн выделял в психике ч-ка 3 эго состояния: ребенок, взрослый, родитель. 1. эго ребенок означает импульсивность, спонтанность, открытый взгляд на мир, творчество, чистота, капризность, эгоистичность, предвзятость. 2. эго состояние взрослый - объективность, исследовательский подход, научное мировоззрение, стремление докопаться до истины, маслить рационально, без эмоций. 3. эго состояние родитель - стремление заботиться, учить, настаивать, защищать, развивать, гиперопека, мелочный контроль, не верие в чью-то самостоятельность, стремление руководить, приказывать. В этом случае, если люди общаются в различных эго состояниях, но неожиданно проявляется другое эго состояние, возникает ролевой конфликт.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.