47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
Виды тренингов: Бизнес-тренинги Профессиональные тренинги (например, актёрские) Психологические тренинги Тренинг тренеров
Одна из форм группового динамического тренинга. Термин "сенситивность" в данном контексте понимается как способность предсказывать мысли, чувства и поведение другого человека, как способность воспринимать, понимать, запоминать и структурировать социально-психологические характеристики других людей или группы и на основании этого прогнозировать их поведение и деятельность.
Смит (Smith H., 1973) выделяет 4 вида сенситивности: наблюдательская сенситивность (способность наблюдать, т. е. видеть и слышать другого человека и запоминать при этом, как он выглядел и что говорил), теоретическая сенситивность (способность применять различные теории для интерпретации и прогнозирования поведения, чувств и мыслей других людей), номотетическая сенситивность (способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для прогнозирования поведения людей, принадлежащих к данной группе), идеографическая сенситивность (способность понимать своеобразие данного человека).
Термин Т. с. используется в литературе достаточно широко и может обозначать разнообразные виды группового тренинга. Так, Рудестам (Rudestam K., 1982) рассматривает Т. с. как разновидность Т-групп, имеющую своей целью общее развитие индивида посредством выявления жизненных ценностей человека и усиления чувства самоидентичности. С точки зрения Рудестама, Т-группы различаются между собой по целевому назначению: одни из них ориентированы на развитие умений, способствующих повышению эффективности организационной деятельности, другие - на формирование межличностных отношений и изучение процессов, происходящих в малых группах. Для групп сенситивности улучшение группового функционирования и развитие личностных умений являются вторичными по отношению к общему развитию личности. Однако и в таком коллективе сохраняется контекст понимания группового процесса, что является отличительной чертой всех типов Т-групп. Роджерс (Rogers С. R.) считал термин Т. с. более общим по отношению к термину "Т-группы". Выделяя 2 основные формы групповой работы (Т.с. и группы организационного развития), он относил к "Т. с." Т-группы и группы встреч. Некоторые авторы относят к Т. с. также и так называемые группы организационного развития, отмечая при этом, что группы могут различаться в зависимости от того, что является целью работы и находится в центре внимания - организационные структуры или индивидуальное развитие. В рамках такого подхода Т. с. может быть ориентирован, например, на конфликты между служащими и руководителями, на поиск путей их разрешения для снижения напряжения и отчужденности и повышения продуктивности совместного труда. В таких группах целью является тренинг эффективной групповой деятельности в противоположность авторитарному управлению, а также замена фасадного ролевого поведения открытостью и искренностью.
В качестве основной задачи Т. с. большинство авторов рассматривают и совершенствование способности человека понимать других людей. Л. А. Петровская (1982), анализируя зарубежную литературу, указывает, что обычно выделяют два уровня целей: непосредственные и метацели, или цели более высокого уровня. К последним относят: 1) формирование у индивида духа исследования, готовности экспериментировать со своей ролью; 2) развитие аутентичности в межличностных отношениях; 3) расширение межличностного сознания (т. е. знания о других людях); 4) выработка способности вести себя с окружающими в сотрудничающей, а не авторитарной манере, и пр. К непосредственным целям относят: рост самосознания участников, связанный с получением сведений о том, как другие воспринимают поведение каждого; обострение чувствительности к групповому процессу, поведению других, связанное прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других (обычно, формулируя эту цель, используют понятие эмпатии): понимание условий, которые затрудняют или облегчают функционирование группы; развитие диагностических умений в межличностной сфере; развитие умений успешно вмешиваться во внутригрупповые и межгрупповые ситуации; обучение тому, как учиться.
Ю. Н. Емельянов (1985) выделяет следующие задачи Т. с.:
1) повышение уровня самопонимания и понимания других;
2) чувственное понимание групповых процессов, познание локальной структуры;
3) развитие ряда поведенческих навыков.
Иногда в качестве основной цели выделяют обучение и тренинг возможностей, усиливающих социальную компетенцию.
В самом общем виде цели Т. с. могут быть определены как обострение чувствительности к групповым процессам, к собственной личности и другим людям. Повышение восприимчивости к групповым процессам, к собственной внутренней жизни и внутренней жизни других людей, к своим и чужим ролям, позициям и установкам, воспитание открытости, искренности и спонтанности. В этом отношении Т. с. имеет много общего с групповой психотерапией, однако в отличие от нее практически полностью ориентирован на ситуацию "здесь и теперь", исследование группового процесса, того, как человек действует в коллективе, в чем состоит его влияние на других и как можно улучшить то, что он делает.
Т. с. находит широкое применение в подготовке специалистов в области психотерапии, в частности при обучении групповых психотерапевтов. Использование этой формы тренинга позволяет развивать у будущих врачей чувствительность к групповому процессу, способность к его более адекватному пониманию и использованию в ходе групповой психотерапии, умение оценивать отношения, установки, психологические проблемы и внутренние конфликты людей на основании анализа межличностного взаимодействия, а также способствует углубленному пониманию собственной личности, собственных установок, позиций, отношений, потребностей и мотивации. При подготовке психотерапевтов Т. с. может быть направлен как на решение отдельных задач (например, только на повышение чувствительности к групповым процессам или на становление более глубокого и адекватного самопонимания), так и на реализацию в процессе занятий более широких возможностей, предоставляемых данной формой тренинга.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.