16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
Социальная группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой.
Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности. Наличие общей цели делает людей способными к согласованным действиям, хотя такая согласованность существует только в определенном аспекте их поведения.
Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.
Классификация социальных групп:
1) По критерию реальности а) реальные - которые существуют в реальной действительности. Общепсихологические исследования часто имеют дело с реальной лабораторной группой, которая создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. б) условные - это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Иногда выделение таких групп необходимо в исследовательских целях, чтобы сравнить с результатами, полученными в реальных группах, с теми, которые характеризуют случайное объединение людей, не имеющих ни постоянных контактов друг с другом, ни общей цели.
2) По критерию численности а) Малая социальная группа - объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми. Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.
б) Средняя социальная группа - относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии. Непосредственный характер отношений утрачивается, возникает необходимость опосредующего элемента в общении и взаимодействии. Сложнее управлять чем малой группой.
в) Большая социальная группа - многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга. Это социальные классы, общественные страты, социальные группы и слои населения. Во всяком обществе существуют большие, прежде всего, социально-профессиональные группы, значительно различающиеся характером и особенностями своей ведущей деятельности. В БСГ наиболее ярко провляются массовидные явления психики.
3) По способу организации а) Официальные группы – созданы формальным официальным путем вышестоящей структурой. Имеют официальный статус
б) Неформальные группы – создаются по собственному желанию входящих в нее людей.
4) По способу общения и взаимодействия а) Формальная группа – социальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями. В формальных группах социальные отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли.
б) Неформальная группа - малая группа, стихийно сложившаяся на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Такая группа характеризуется: - относительной независимостью от социальных структур; - нечетко выраженной целью групповой деятельности; - не имеет официального, юридически фиксированного, утвержденного статуса.
5) По времени существования а) Временные – от минут до дней б) Постоянные – сущ-ют годы.
6) По степени автономности а) Группа членства – человек является формальным участником группы, но данная группа ему не интересна.
б) Референтная группа - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и в самооценке.
7) По степени организованности 1) неорганизованные группы – стихийные диффузные группы, случайные временные группы
2) Организованные группы, но степень их организованности различна:
а) Группа по типу ассоциаций – создается с целью совместного общения, проведения досуга в свободное время. Эта группа является эмоционально привлекательной для ее участников, имеет место и время сбора, характерно полусвободное членство.
б) Кооперация – создается для совместной профессиональной деятельности, существует разделение труда, существуют разные профессиональные обязанности и один работник не может выполнять все виды операций. Поскольку цель профессиональной деятельности – получение прибыли, требуется более высокая степень организованности. С этой целью возникает управленческая структура. Членство ограничено трудовым кодексом. Внутренним уставом.
в) Корпорация – большая социальная группа целью деятельности которой является профессиональная деятельность. Группа преследует свои узкогрупповые цели. В К существует жесткая централизованная система управления по авторитарному принципу.
Г) Коллектив - Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности. К – высшая степень организованности группы. Понятие К используется только в отечественной СП.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.