22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
1) Традиционным вопросом лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства. К. Левин в 1930-е гг. ХХ в. выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический). Стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых). 2) Авторитарный стиль предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы членов группы, отсутствие группового обсуждения принимаемых решений, руководитель сам принимает решения, контролирует и координирует работу членов группы.
Демократический стиль – коллегиальное обсуждение проблем, поощрение руководителем инициативы подчиненных, активный обмен информацией между руководством и подчиненными.
3) Попустительский стиль проявляется в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Группа существует самостоятельно, социальная дистанция между членами группы сокращается, увеличивается фамильярность.
Классификация типов лидерства:
1. функциональный лидер; сосредоточен на поставленной задаче; неустанно борется за достижение группой поставленных целей;
2. аффективный лидер; всеми любим, сосредоточен на взаимоотношениях между членами группы.
Как показали исследования, функциональный лидер легче добивается лидирующего положения в очень благоприятных или очень неблагоприятных ситуациях, а аффективный лидер - в промежуточных случаях. Кроме того, если в группе примерно равное соотношение полов, то функциональным лидером чаще всего является мужчина, а аффективным - женщина.
Уманский выделил следующие роли Лидера:
1) Л организатор (ф-ция интеграции) 2) Л инициатор (ф – задает тон в решении проблем)
3) Л генератор (задает эмоц настрой) 4) Л эрудит
5) Л эмоц притяжения (социометрич звезда) 6) Л мастер (спец в какой-то деятельности)
Комплементарная функция лидера Групповая динамика представляет собой противоречие, столкновение частных и групповых интересов. Функции лидера возникают из этих двух противоречивых сторон жизни группы.
По отношению к внешней цели можно выделить такие его функции, как:
Осознание групповой цели;
Анализ и контроль внешней среды;
Выработка плана достижения цели;
Распределение обязанностей и организации взаимодействий;
Контроль приближения к цели и коррекция деятельности группы.
По отношению к внутренней жизни группы у лидера возникают следующие функции:
Обеспечение внешней безопасности группы, поддержание контактов и взаимодействия с другими группами;
обеспечение включенности членов группы в нее;
обеспечение самостийности члена группы, чтобы он не терял свою индивидуальность
обеспечение работоспособности групповой структуры, контроля и влияния одних членов группы на других, потребного для достижения групповой цели;
ограничение контроля, распределение ответственности и власти в группе оптимальным образом;
обеспечение достаточной психологической близости и совместимости членов группы, предохранение от склоки;
предупреждение избыточных взаимных симпатий, так как это чревато превалированием личных отношений над движением к цели, то есть все той же склокой;
максимизация задействованности возможностей и способностей членов группы на достижение цели
Одни из этих функций по виду чуть ли не прямо противоположны другим. Все эти противоречия диктуются самой природой группы. Группа - динамическая система, которая развивается в единстве противоположностей, разрешение конфликтов между которыми и является источником движения. В этих условиях функция лидера - стабилизировать это движение, удерживать его в границах меры. Поэтому ему приходится решать как групповые так и индивидуальные проблемы. Лидер должен создавать условия для совместимости с внешней средой и делать то, что не смогла сделать группа. => Основная функция лидера – поддержание известного равновесия между внешней реальностью, межличностными потребностями и свободными от конфликтов функциями группы.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.