logo
malyshu_var-t_2

4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.

Начальный этап выделения социальной психологии в самостоятельную науку можно определить как феноменологический (середина Х1Х в.). Он связан:    1) с развитием языкознания;    2) накоплением значительных фактов в области этнографии, антропологии, археологии;    3) становлением массового производства и развитием городов.    На этом этапе социально-психологические феномены выделяются в самостоятельные психические явления (народный дух, поведение толпы, подражание, внушение). Для их изучения разрабатываются способы и приемы исследования. В этот период ученые лишь собирали, сравнивали, анализировали различный исторический, этнографический, антропологический и языковый материалы, не подвергая их количественной обработке и экспериментальной проверке. Английский антрополог Э. Тейлор завершает работу о первобытной культуре, американский этнограф Л. Морган исследует быт индейцев, французский социолог и этнограф Л. Леви-Брюль изучает особенности мышления первобытного человека.    Непосредственными «родителями» социальной психологии считаются психология и социология.    Психология второй половины Х1Х века – это прежде всего психология индивида, ее социальный аспект лишь намечается. Наиболее это заметно в патопсихологии. Психиатрическая практика использует гипноз как специфическую форму внушения, рассматриваются вопросы регуляции поведения человека другим индивидуумом.

   Социология как самостоятельная дисциплина начала функционировать в середине Х1Х в. (родоначальник – французский философ О. Конт). Попытки объяснить социальные явления независимо от других наук не удались. Корни социальных явлений, как правило, находились в психологии. Так, французский социолог Г. Тард представлял общую модель социального как взаимоотношение двух индивидов, из которых один подражает другому. Подобные модели оказались несостоятельными, после чего законы социального стали сводиться к законам коллективной психики.

Что в 20е годы шло бурное развитие всех сторон человеческой практики: - Промышленное производство - Сферы образования и воспитания – Медицина - Наука

Все эти сферы задействовали людей в группах. Следовательно практика поставила перед социальной психологией задачу – исследовать психику не отдельного человека, а психику и поведение людей в группах. Для эффективного управления этими группами.

Опыт, накопленный еще в недрах первобытной общины можно рассматривать в качестве первых, очень отдалённых эмп. Предпосылок последующего формирования СП. (обряды – пение, пляски, ритуальные д-вия). Также к ним можно отнести и с-му нравственных запретов – табу. Она выполняла ф-цию нравственного регулятора человеческого поведения.

Более осознанно эмпирически найденные законы применялись в практике ораторского искусства в др. Греции и Риме.

Сила эмоционального д-вия искусства использовалась с целью форм-я с-мы идеологических установок (убранство храмов, дворцов…..) с целью произведения впечатления мощи, недосягаемости.