Глоссарий
Аномия – отклонение в системе социальных норм, разрушение единства культуры, вследствие чего людям становится трудно следовать существующим нормам, которые они ощущают как слабые, неясные или противоречивые.
Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Вертикальная мобильность – перемещение из одного социального слоя в другой, которое вызывает повышение или понижение социального статуса.
Включенное наблюдение – метод, при котором исследователи участвуют в деятельности наблюдаемых ими людей.
Внутрипоколенная мобильность – изменение социального статуса личности в течение продолжительного времени – жизни одного поколения.
Возрастные нормы – правила, определяющие, чего и в каком возрасте подобает достичь человеку.
Вторичная группа – объединение двух или более людей, участвующих в безличных отношениях и собравшихся вместе для достижения некой конкретной практической цели.
Вторичная девиация – девиантные модели поведения, которые принимаются индивидами в ответ на реакции других индивидов на их поступки.
Главный статус – ключевой статус, несущий основную нагрузку в межличностных отношениях.
Горизонтальная мобильность – изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.
Девиантное поведение – поведение, характеризуемое отклонением от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.
Достигнутый статус – статус, который индивид получает благодаря собственным усилиям и конкуренции.
Закрытая система стратификации – система стратификации, в которой люди испытывают затруднения в изменении своего статуса.
Институт – устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.
Институциональная дискриминация – систематическая дискриминация членов некоторых групп, осуществляемая институтами общества в их повседневной деятельности.
Межпоколенная мобильность – изменение социального статуса детей по сравнению с социальным статусом их родителей в определенный момент их карьеры.
Норма – социальное правило, указывающее на подобающее и неподобающее поведение в определенных ситуациях.
Нуклеарная семья – семья, в которой центральное положение отводится мужу, жене и живущим с ними детям, не состоящим в браке; кровные родственные связи играют функционально маргинальную и периферическую роль.
Опрос общественного мнения – метод сбора данных о человеческих убеждениях, принципах, мнениях, взглядах, мотивировках и чувствах. Данные могут быть получены путем интервьюирования или анкетирования.
Основной статус – ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями.
Открытая система стратификации – система стратификации, в которой люди могут менять свой статус с относительной легкостью.
Приписываемый (аскриптивный) статус – статус, приписываемый индивиду группой или обществом.
Расширенная семья – семейная структура, в которой кровные родственники – индивиды, связанные общим происхождением, образуют ядро взаимоотношений, а супруги занимают функционально маргинальное и периферическое положение.
Ресоциализация – процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения.
Ролевой конфликт – ситуация, при которой индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, обусловленными необходимостью одновременно исполнять две роли или более.
Ролевой набор – несколько ролей, ассоциируемых с одним статусом.
Роль – ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса.
Семья – социальная группа, члены которой связаны между собой узами происхождения, брака или усыновления, которые живут вместе, ведут общее хозяйство и заботятся о детях.
Социализация – процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
- Содержание
- М.В. Калмыкова английский язык
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тематический план первого года обучения
- Тематический план второго года обучения
- Программа курса
- Тема 1. Фонетика
- Тема 2. Грамматика
- Стран изучаемого языка
- Литература
- Задания к зачету
- I. Выберите правильную форму глагола
- II. Выберите правильный вариант перевода с английского на русский язык
- III. Выберите правильный вариант
- IV. Выберите правильный вариант перевода с русского на английский язык
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.10 по дисциплине «русский язык и культура речи»
- Программа курса Тема 1. Русский язык в современном мире
- Тема 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- Тема 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- Тема 4. Нормы устной формы речи
- Тема 5. Нормы письменной формы речи
- Тема 6. Нормы устной и письменной форм речи
- Тема 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- Тема 8. Этический аспект культуры речи
- Тема 9. Функциональные стили литературного языка
- Учебно-методические материалы
- 1. Русский язык в современном мире
- 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- 4. Нормы устной формы речи
- 5. Нормы письменной формы речи
- 6. Нормы устной и письменной форм речи
- 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- 8. Этический аспект культуры речи
- 9. Функциональные стили литературного языка
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная литература
- Тест № 1. Акцентологический минимум
- Тест № 2. Нормы орфографии
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- Часть IV.
- Тест № 3. Грамматические нормы
- Тест № 4. Употребление фразеологических оборотов
- Вопросы к зачету
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.04 по дисциплине «отечественная история»
- Раздел 1. Древняя русь
- Раздел 2. Средневековая русь
- Раздел 3. Российская имерия
- Раздел 4. Советский период
- Раздел 5. Современная россия (1992 – 2009 гг.)
- Тема 1. Русские земли
- Тема 2. Русские земли периода раздробленности
- Тема 3. Московское государство в XV-XVI вв.
- Тема 4. Московское царство в XVII в.
- Тема 5. Российская империя
- Тема 6. Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
- Тема 7. Российская империя
- Тема 8. Российская империя
- Тема 9. Российская империя в начале хх века
- Тема 10. Россия в 1917-1922 годах
- Тема 11. Ссср в 20-30-ые годы
- Тема 12. Ссср в годы второй мировой войны
- Тема 13. Ссср в послевоенный период (1945-1991 гг.)
- Тема 14. Россия в 90-ые гг. Хх в.
- ТеМа 15. Россия в начале XXI века
- Е.А. Плеханов философия
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.01 по дисциплине «философия»
- Тематический план
- Программа курса «философия»
- Тема 1. Философия в духовной культуре общества
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Философия средних веков и возрождения
- Тема 4. Философия нового времени и
- Тема 5. Немецкая классическая философия
- Тема 6. Марксистская философия
- Тема 7. Русская философия XIX-XX вв.
- Тема 8. Неклассическая западная философия
- Тема 9. Западная философия
- Литература
- Тема 10. ФилософсКая онтология
- Тема 11. Проблема развития в философии
- Тема 12. Общество и природа. Глобальные проблемы современности
- Тема 13. Общество как социокультурная реальность. Основные общесоциологические теории
- Тема 14. Философская антропология.
- Тема 15. Философия культуры и теория ценностей
- Тема 16. Проблема сознания в философии
- Тема 17. Философская гносеология
- Литература
- Тема 18. Эпистемология как
- Тема 19. Гуманитарное
- Литература
- Философская теория марксизма
- Западная философия второй половины XX века
- Проблема развития в философии
- Основные теории общества
- М.В. Калмыкова социология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.06 по дисциплине «социология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Социология как наука. Предмет и объект социологии
- Тема 2. Классические социологические теории
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема4. Современные социологические теории
- Тема 5. Социология личности
- Тема 6. Социальные группы, организации и институты
- Тема 7. Теория социальной стратификации
- Тема 8. Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Тема 9. Социальные изменения и социальное развитие
- Тема 10. Специальные социологические теории
- Семинарские занятия Социология как наука
- Возникновение и развитие социологии в России
- Социальные группы и организации
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Социология личности
- Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Социология семьи
- Темы рефератов
- Литература
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы к экзамену
- 1. Общество – это:
- 8. Малая группа – это:
- 9. Референтная группа – это:
- 10. Социальная общность – это:
- 16. Социальные изменения – это:
- 17. Социальная структура:
- 18. Социальная деятельность – это:
- 19. Социальный контроль – это:
- 20. Социализация – это:
- 21. К первичной социализации относится:
- 22. Личность – это:
- 23. Для фрустрированного типа личности характерны:
- 35. Социологический позитивизм – это:
- 36. Плюралистическая социология – это концепция, согласно которой:
- 37. Понимающая социология – это направление, согласно которому:
- 38. Психологическое направление в социологии – это:
- 39. Классы – это:
- 40. Брак – это:
- 41. Семья – это:
- Глоссарий
- Л.В. Якушева политология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.07 по дисциплине «политология»
- Учебно-тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. История развития политической мысли
- Тема 3. Политическая власть
- Тема 4. Политическая система
- Тема 5. Политический режим
- Тема 6. Политические партии и партийные системы. Общественно-политические движения
- Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство
- Тема 8. Политические отношения и политические процессы
- Тема 9. Избирательные системы
- Тема 10. Политическая культура
- Тема 11. Личность и политика
- Тема 12. Политическое сознание
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения. Государственные интересы России в современном международном пространстве
- Литература
- Практические занятия
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческие теоретические конференции
- Взаимодействие и современная специфика»
- Литература
- Литература
- Аналитический тренинг
- Дополнительная литература
- Матрица сравнительного анализа (образец)
- Семинары
- Функционирования исполнительной власти в
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Процессы политической модернизации: классические представления и современность»
- Литература
- Игровой тренинг «Принимаем ответственные политические решения»
- Этапы проведения тренинга
- Семинары
- Литература
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Политическое консультирование как фактор электорального успеха»
- Литература
- Деловая игра
- Семинар «Личность в политике» План
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция
- Литература
- Задания для самоконтроля
- Вопросы для подготовки к зачету
- М.Е. Ульянова культурология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.03 по дисциплине «культурология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Культурология как система знания. Методы, цели и специфика культурологического исследования
- Тема 2. Предмет и основные
- Тема 3. Проблема культурной целостности.
- Тема 4. Типология культур
- Тема 5. Культурно-исторические типы
- Тема 6. Русская культура и
- Тема 7. Культура и контркультура
- Тема 8. Культурология будущего
- Литература Учебная литература
- Словари, справочные издания, хрестоматии
- СеминарскиЕ занятиЯ
- ТестЫ для самопроверки
- Вопросы для подготовки к зачету
- Л.Е. Петрова психология и педагогика
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.08 по дисциплине «психология и педагогика»
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
- Межгруппового взаимодействия
- Феномен и педагогический процесс
- Литература
- Практическое занятие 1 Личность: самопознание и профессиональное самоопределение (психодиагностический практикум)
- Образовательная система в России и за рубежом
- Семья – социокультурная среда воспитания и развития личности
- Аддиктивное поведение как социально-психологическая проблема
- Тесты для самопроверки
- Часть 1 – психология
- 5. Личность в психологии понимается как:
- 6. Структура личности – это:
- 7. Потребность-это:
- 8. Мотив в психологии понимается как:
- 9. Самосознанием личности является:
- 19. Представление это:
- 20. Волевыми качествами личности являются:
- Часть 2 – педагогика
- 1. Воспитание в широком смысле это:
- Вопросы к зачету
- Л.Е. Петрова психология общения
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Психологического знания
- Средства общения
- Друг друга
- В процессе общения
- Публичного выступления
- Литература
- Планы семинарских и практических занятий Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений
- Гендерные особенности общения
- Манипулятивные приемы воздействия в жизни человека
- Тесты для самопроверки
- Общение-это…
- Социальный интеллект-это…
- Какой процент информации передается по невербальным каналам?
- Характерные признаки «открытой» позы:
- Комплимент-это:
- Коммуникативная совместимость-это:
- Ассертивное поведение-это…
- Способы преодоления нервозности перед публичным выступлением:
- Юмор в публичном выступлении уместен, когда…
- Вопросы к зачету
- Н.В. Зин, а.К. Тихонов религиоведение
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина
- Тема 2. Религии древних народов
- Тема 3. Национальные религии востока
- Тема 4. Буддизм
- Тема 5. Раннее христианство
- Тема 6. Православие
- Тема 7. Католицизм
- Тема 8. Протестантизм
- Тема 9. Ислам
- Тема 10. Современные нетрадиционные религиозные движения и культы
- Ресурсы интернет
- Планы семинаров Религии древних народов
- Национальные религии востока
- Буддизм
- Раннее христианство
- Православие
- Протестантизм
- Современные нетрадиционные религии и культы
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы к зачету
- Глоссарий
- Методические разработки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла