Основные теории общества
1. Гражданско-правовая теория общества: формирование, основные принципы и проблемы.
2. Общество как социально-экономическая формация: структура и историческое развитие.
3. Культурно-цивилизационный подход к обществу.
4. Технократические концепции общества.
Темы докладов и рефератов
1. Понятие гражданского общества
2. Проблемы становления гражданского общества в современной России
3. Демократия и социальная справедливость
4. Концепция «конца истории» Ф. Фукуямы
5. Тоталитаризм как предмет социально-философского анализа
6. Доктрина «постиндустриального общества»
7. Концепция информационного общества
8. Теория «открытого общества»
9. «Индивидуализированное общество»
10. Концепция «массового общества»
11. Социальная феноменология
12. «Столкновение цивилизаций» и будущее России
13. «Рыночное общество»
Тексты и источники
Аренд Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.
Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.
Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13.
Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.
Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. – М., 1999.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 1995.
Поппер К. Открытое общество и его враги. – М., 1992. Т.1.
Роулс Дж. Теория справедливости. – М., 1996.
Тойнби А.Дж. Постижение истории. – М., 1991.
Тоффлер Э. Третья волна. – М., 1999.
Фукуяма Ф. Конец истории?// Вопросы философии. 1990. №3.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?// Политические исследования. 1994. №1.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. – М., 1993.
Шюц А. Смысловая структура повседневного мира: очерки по феноменологической социологии. – М., 2002.
Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. – М., 2004.
Франк С.Л. Духовные основы общества. – М., 1992.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства// Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21.
Научная литература
Абдеев Р.В. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
Бауман З. Индивидуализированное общество. – М., 2002.
Бессонов Б.Н. Гражданское общество: история, сущность, проблемы развития. – М., 1998.
Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 1998.
Бородай Ю.М., Келле В.Ж., Плимак Е.Г. Наследие К. Маркса и проблемы теории общественно-экономической формации. – М., 1974.
Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. – М., 1996.
Ионин Л.Г. Понимающая социология. – М., 1977.
Марксистско-ленинская теория исторического процесса. Исторический процесс: целостность, единство и многообразие, формационные ступени. – М., 1983.
Пер Монсон. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. – СПб., 1992.
Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.
Смирнова Н.М. Социальная феноменология в изучении современного общества. – М., 2009.
Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. – М., 1991.
Тоталитаризм как исторический феномен. – М., 1989.
Тоталитаризм в Европе ХХ века. – М., 1996.
Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М., 2000.
Шибутани Т. Социальная психология. – М., 1969.
философия культуры и теория ценностей
1. Основные концепции культуры в современной философии: технологическая, семиотическая, деятельностная.
2. Культура как мир человека.
3. Проблема ценностей в философии и их роль в жизни человека.
4. Духовность личности и общества как аксиологическая проблема.
Тематика докладов и рефератов
1. Культура и природа
2. Культура и цивилизация
3. Проблема диалога культур в контексте глобализации
4. Ценностно-смысловое освоение бытия как предмет гуманитарного знания.
5. Проблема ценностей в творчестве М.М.Бахтина.
6. Ценностный мир человека и человек в мире ценностей.
7. Ценность живой природы.
8. Проблема общечеловеческих и национальных ценностей.
9. Менталитет и национальный характер.
Тексты и источники
Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. – М., 1993.
Культурология. ХХ век: Антология. – М., 1995.
Лосский Н.О. Бог и мировое зло. – М., 1994.
Ницше Ф. К генеалогии морали// Ницше Ф. Соч. В 2-х томах. – М., 1990. Т.2.
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.
Шелер М. Формализм в этике и материальная этика ценностей// Шелер М. Избр. произв. – М., 1994.
Научная литература
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979.
Гуревич П.С. Философия культуры. – М., 1995.
Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. – М., 1967.
Здравомыслов А.Т. Потребности, интересы, ценности. – М., 1986.
Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.
Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.
Проблема ценности в философии. – М.-Л., 1966.
Философия и ценностные формы сознания. – М., 1978.
эпистемология как
теория науЧНОГО ПОЗНАНИЯ
1. Особенности научного познания. Понятие научного исследования.
2. Структура научного знания и проблема его роста.
3. Методы и средства научного познания.
4. Научная картина мира и стиль научного мышления.
Темы докладов и рефератов
1. Понимание как научная проблема.
2. Сравнительный анализ естественнонаучного и гуманитарного познания.
3. Проблема побудительных предпосылок научного исследования.
4. Эволюция понятия науки в ХХ веке.
5. Идеалы современной науки.
6. Дифференциация и интеграция научного знания.
7. Наука и глобальные проблемы современности.
8. Образ науки в русской культуре.
9. Наука и религия: новые аспекты старой проблемы.
10. Искусство и научное творчество.
11. Проблема истины в современной науке.
12. Этос современного научного сообщества.
Тексты и источники
Бэкон Ф. Новый Органон. Предисловие// Бэкон Ф. Соч. В 2-х томах. – М., 1978. Т.2.
Вебер М. Наука как призвание и профессия// Вебер М. Избр. произведения. – М., 1990.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Книга 1. – М., 1977.
Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. – СПб., 2004.
Кант И. Критика чистого разума. Введение// Кант И. Соч. В 6-ти томах. – М., 1965. Т.3.
Локк Дж. Опыт о человеческом разумении. Книга IV. Гл. 1-5 // Локк Дж. Соч. в 3-х томах. – М., 1985. Т.1.
Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. Гл. I. Параграф 3. Метод// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.46. Ч.1.
Научная литература
Башляр Г. Новый рационализм. – М., 1987.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. – М., 1980.
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). – М., 1987.
Злобин Н.С. Культурные смыслы науки. – М., 1997.
Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М., 1994.
Князева Е.Н. Одиссея научного разума. – М., 1995.
Кун Т. Структура научных революций. – М., 1985.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
Микешина Л.А. Философия познания. – М., 2002.
Миронов В.В. Образы науки в современной культуре и философии. – М., 1997.
Наука в зеркале философии XX века. – М., 1992.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.
Проблемы методологии постнеклассической науки. – М., 1992.
Ракитов А.И. Философские проблемы науки. – М., 1977.
Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 1974.
Современная философия науки. – М., 1996.
Степин В.Е. Теоретическое знание. – М., 2000.
Тулмин С.Т. Человеческое понимание. – М., 1989.
Уайтхед А. Избр. работы по философии. – М., 1990.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. – М., 1986.
Филатов В.П. Научное познание и мир человека. – М., 1985.
Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.
Эпистемология и постнеклассическая наука. – М., 1992.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Философия в системе культуры.
2. Философия и мировоззрение. Типология мировоззрений.
3. Природа философского знания и определение предмета философии.
4. Формирование древнегреческой философии. Античная натурфилософия, ее основные школы и проблемы.
5. Античная философия высокой классики (Платон, Аристотель) и ее роль в развитии европейской философии.
6. Теологический характер средневековой философии: особенности, периоды развития и центральные идеи.
7. Проблема человека и гуманизма в философии Возрождения. Антропоцентризм ренессансного мировоззрения.
8. Юридический характер мировоззрения Нового времени. Образ мира и человека в философии XVII-XVIII вв.
9. Проблемы бытия и познания в новоевропейской философии.
10. Истоки и основные черты немецкой классической философии. Разработка диалектики.
11. Марксистская философия в контексте европейской философской и социально-политической мысли первой половины XIX в.
12. Русская философия: традиции, особенности, место в духовной культуре человечества.
13. Центральные идеи и проблемы русской религиозной философии XIX-нач.XX вв.
14. Особенности и основные течения неклассической философии (позитивизм, философия жизни, экзистенциализм).
15. Постнеклассическая философия, ее проблемное поле и основные школы.
16. Философская категория бытия: ее смысл и специфика. Онтология как философская наука.
17. Категория материи в контексте философского анализа бытия.
18. Категории пространства и времени: их философский смысл. Вопросы социального пространства и времени.
19. Развитие как философская проблема. Формы диалектики и метафизики.
20. Природа как объект философского знания. Исторический характер взаимодействия общества и природы.
21. Глобальные проблемы современности: особенности, классификация и перспективы их решений.
22. Общество как социокультурная реальность.
23. Гражданско-правовая теория общества: история и современность.
24. Общество как социально-экономическая формация.
25. Культурно-цивилизационный подход к обществу.
26. Технократические теории общества. Понятие информационного общества.
27. Человек как предмет философского познания. Проблема природы и сущности человека.
28. Философская антропология и ее основные течения.
29. Понятие личности в философии. Общечеловеческое и социально-групповое в развитии личности и общества.
30. Исторический процесс как становление личностных отношений. Исторические типы взаимоотношений личности и общества.
31. Культура как социально-философская проблема.
32. Основные философские концепции культуры.
33. Проблема ценности в философии. Аксиология.
34. Постановка проблемы сознания в философии. Социально-философский анализ генезиса сознания.
35. Сознание как субъективная реальность. Индивидуальное и общественное сознание.
36. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Отражение и познавательное творчество.
37. Знание и истина. Диалектическое единство познания и практики.
38. Диалектика научного познания. Особенности и структура научного знания.
39. Методология научного познания.
40. Специфика и функции социально-гуманитарного познания.
- Содержание
- М.В. Калмыкова английский язык
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тематический план первого года обучения
- Тематический план второго года обучения
- Программа курса
- Тема 1. Фонетика
- Тема 2. Грамматика
- Стран изучаемого языка
- Литература
- Задания к зачету
- I. Выберите правильную форму глагола
- II. Выберите правильный вариант перевода с английского на русский язык
- III. Выберите правильный вариант
- IV. Выберите правильный вариант перевода с русского на английский язык
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.10 по дисциплине «русский язык и культура речи»
- Программа курса Тема 1. Русский язык в современном мире
- Тема 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- Тема 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- Тема 4. Нормы устной формы речи
- Тема 5. Нормы письменной формы речи
- Тема 6. Нормы устной и письменной форм речи
- Тема 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- Тема 8. Этический аспект культуры речи
- Тема 9. Функциональные стили литературного языка
- Учебно-методические материалы
- 1. Русский язык в современном мире
- 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- 4. Нормы устной формы речи
- 5. Нормы письменной формы речи
- 6. Нормы устной и письменной форм речи
- 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- 8. Этический аспект культуры речи
- 9. Функциональные стили литературного языка
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная литература
- Тест № 1. Акцентологический минимум
- Тест № 2. Нормы орфографии
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- Часть IV.
- Тест № 3. Грамматические нормы
- Тест № 4. Употребление фразеологических оборотов
- Вопросы к зачету
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.04 по дисциплине «отечественная история»
- Раздел 1. Древняя русь
- Раздел 2. Средневековая русь
- Раздел 3. Российская имерия
- Раздел 4. Советский период
- Раздел 5. Современная россия (1992 – 2009 гг.)
- Тема 1. Русские земли
- Тема 2. Русские земли периода раздробленности
- Тема 3. Московское государство в XV-XVI вв.
- Тема 4. Московское царство в XVII в.
- Тема 5. Российская империя
- Тема 6. Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
- Тема 7. Российская империя
- Тема 8. Российская империя
- Тема 9. Российская империя в начале хх века
- Тема 10. Россия в 1917-1922 годах
- Тема 11. Ссср в 20-30-ые годы
- Тема 12. Ссср в годы второй мировой войны
- Тема 13. Ссср в послевоенный период (1945-1991 гг.)
- Тема 14. Россия в 90-ые гг. Хх в.
- ТеМа 15. Россия в начале XXI века
- Е.А. Плеханов философия
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.01 по дисциплине «философия»
- Тематический план
- Программа курса «философия»
- Тема 1. Философия в духовной культуре общества
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Философия средних веков и возрождения
- Тема 4. Философия нового времени и
- Тема 5. Немецкая классическая философия
- Тема 6. Марксистская философия
- Тема 7. Русская философия XIX-XX вв.
- Тема 8. Неклассическая западная философия
- Тема 9. Западная философия
- Литература
- Тема 10. ФилософсКая онтология
- Тема 11. Проблема развития в философии
- Тема 12. Общество и природа. Глобальные проблемы современности
- Тема 13. Общество как социокультурная реальность. Основные общесоциологические теории
- Тема 14. Философская антропология.
- Тема 15. Философия культуры и теория ценностей
- Тема 16. Проблема сознания в философии
- Тема 17. Философская гносеология
- Литература
- Тема 18. Эпистемология как
- Тема 19. Гуманитарное
- Литература
- Философская теория марксизма
- Западная философия второй половины XX века
- Проблема развития в философии
- Основные теории общества
- М.В. Калмыкова социология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.06 по дисциплине «социология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Социология как наука. Предмет и объект социологии
- Тема 2. Классические социологические теории
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема4. Современные социологические теории
- Тема 5. Социология личности
- Тема 6. Социальные группы, организации и институты
- Тема 7. Теория социальной стратификации
- Тема 8. Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Тема 9. Социальные изменения и социальное развитие
- Тема 10. Специальные социологические теории
- Семинарские занятия Социология как наука
- Возникновение и развитие социологии в России
- Социальные группы и организации
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Социология личности
- Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Социология семьи
- Темы рефератов
- Литература
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы к экзамену
- 1. Общество – это:
- 8. Малая группа – это:
- 9. Референтная группа – это:
- 10. Социальная общность – это:
- 16. Социальные изменения – это:
- 17. Социальная структура:
- 18. Социальная деятельность – это:
- 19. Социальный контроль – это:
- 20. Социализация – это:
- 21. К первичной социализации относится:
- 22. Личность – это:
- 23. Для фрустрированного типа личности характерны:
- 35. Социологический позитивизм – это:
- 36. Плюралистическая социология – это концепция, согласно которой:
- 37. Понимающая социология – это направление, согласно которому:
- 38. Психологическое направление в социологии – это:
- 39. Классы – это:
- 40. Брак – это:
- 41. Семья – это:
- Глоссарий
- Л.В. Якушева политология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.07 по дисциплине «политология»
- Учебно-тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. История развития политической мысли
- Тема 3. Политическая власть
- Тема 4. Политическая система
- Тема 5. Политический режим
- Тема 6. Политические партии и партийные системы. Общественно-политические движения
- Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство
- Тема 8. Политические отношения и политические процессы
- Тема 9. Избирательные системы
- Тема 10. Политическая культура
- Тема 11. Личность и политика
- Тема 12. Политическое сознание
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения. Государственные интересы России в современном международном пространстве
- Литература
- Практические занятия
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческие теоретические конференции
- Взаимодействие и современная специфика»
- Литература
- Литература
- Аналитический тренинг
- Дополнительная литература
- Матрица сравнительного анализа (образец)
- Семинары
- Функционирования исполнительной власти в
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Процессы политической модернизации: классические представления и современность»
- Литература
- Игровой тренинг «Принимаем ответственные политические решения»
- Этапы проведения тренинга
- Семинары
- Литература
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Политическое консультирование как фактор электорального успеха»
- Литература
- Деловая игра
- Семинар «Личность в политике» План
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция
- Литература
- Задания для самоконтроля
- Вопросы для подготовки к зачету
- М.Е. Ульянова культурология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.03 по дисциплине «культурология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Культурология как система знания. Методы, цели и специфика культурологического исследования
- Тема 2. Предмет и основные
- Тема 3. Проблема культурной целостности.
- Тема 4. Типология культур
- Тема 5. Культурно-исторические типы
- Тема 6. Русская культура и
- Тема 7. Культура и контркультура
- Тема 8. Культурология будущего
- Литература Учебная литература
- Словари, справочные издания, хрестоматии
- СеминарскиЕ занятиЯ
- ТестЫ для самопроверки
- Вопросы для подготовки к зачету
- Л.Е. Петрова психология и педагогика
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.08 по дисциплине «психология и педагогика»
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
- Межгруппового взаимодействия
- Феномен и педагогический процесс
- Литература
- Практическое занятие 1 Личность: самопознание и профессиональное самоопределение (психодиагностический практикум)
- Образовательная система в России и за рубежом
- Семья – социокультурная среда воспитания и развития личности
- Аддиктивное поведение как социально-психологическая проблема
- Тесты для самопроверки
- Часть 1 – психология
- 5. Личность в психологии понимается как:
- 6. Структура личности – это:
- 7. Потребность-это:
- 8. Мотив в психологии понимается как:
- 9. Самосознанием личности является:
- 19. Представление это:
- 20. Волевыми качествами личности являются:
- Часть 2 – педагогика
- 1. Воспитание в широком смысле это:
- Вопросы к зачету
- Л.Е. Петрова психология общения
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Психологического знания
- Средства общения
- Друг друга
- В процессе общения
- Публичного выступления
- Литература
- Планы семинарских и практических занятий Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений
- Гендерные особенности общения
- Манипулятивные приемы воздействия в жизни человека
- Тесты для самопроверки
- Общение-это…
- Социальный интеллект-это…
- Какой процент информации передается по невербальным каналам?
- Характерные признаки «открытой» позы:
- Комплимент-это:
- Коммуникативная совместимость-это:
- Ассертивное поведение-это…
- Способы преодоления нервозности перед публичным выступлением:
- Юмор в публичном выступлении уместен, когда…
- Вопросы к зачету
- Н.В. Зин, а.К. Тихонов религиоведение
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина
- Тема 2. Религии древних народов
- Тема 3. Национальные религии востока
- Тема 4. Буддизм
- Тема 5. Раннее христианство
- Тема 6. Православие
- Тема 7. Католицизм
- Тема 8. Протестантизм
- Тема 9. Ислам
- Тема 10. Современные нетрадиционные религиозные движения и культы
- Ресурсы интернет
- Планы семинаров Религии древних народов
- Национальные религии востока
- Буддизм
- Раннее христианство
- Православие
- Протестантизм
- Современные нетрадиционные религии и культы
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы к зачету
- Глоссарий
- Методические разработки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла