СеминарскиЕ занятиЯ
Предмет и основные
проблемы культурологии
1. Понятие культуры в истории культурологии и современном культурологическом анализе.
2. Структура и функции культуры.
3. Основные культурологические концепции.
4. Проблема приоритетов в культуре и ее отражение в литературе и искусстве.
Темы докладов и рефератов
1. Происхождение понятия культуры.
2. Язык, символ и код культуры.
2. Культура и субъекты культуры.
3. Понятие культуры в истории науки.
4. Современные научные представления о культуре.
5. Символическая функция культуры.
6. Ф. Ницше о культуре и ее назначении.
7. Л.Н. Толстой о ценностях религиозной культуры.
8. Культурные приоритеты и их отражение в литературе и искусстве.
Литература
Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С.23-140.
Антология исследований культуры. Т.1. – СПб., 1997.
Гердер И. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни.// Ницше Ф. Соч. В 2 т. Т. 1. – М., 1990.
Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973.
Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998.
Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 2000.
Проблема культурной целостности
1. Культурная целостность и культурогенез.
2. Динамика культуры и «историческая память». Культурная самоидентичность.
3. Культурная история и культурная традиция.
4. Многообразие и единство культурного мира.
Темы докладов и рефератов
1. Проблема культурогенеза.
2. Социогенез и культурогенез, их соотношение.
3. Культурная картина мира и ее эволюция в истории.
4. Значение культурной традиции и культурной самоидентичности для развития личностной культуры.
Литература
Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С.23-36, 141-160.
Гердер И. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. Т.1-3. – М., 1993-1995.
Шпенглер О. Закат Европы. Т.1-2. – М., 1998.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Типология культур
1. Классификация, систематизация и типологизация культур.
2. Методы культурологического анализа (исторический, логический, структуралистский методы, метод моделирования).
4. Культура и цивилизация. Типы цивилизаций.
5. Морфология культуры и культурные архетипы.
Темы докладов и рефератов
1. Теоретические проблемы типологии культуры.
2. Элитарная и массовая культуры, закономерности их развития.
3. Локальные и мировые культуры.
4. Основные методы культурологического анализа.
5. М.Вебер и метод моделирования.
6. К.Юнг и проблема культурных архетипов.
7. Концепция дегуманизации искусства Х. Ортеги-и-Гассета.
8. Теории цивилизаций и современность.
9. Н.Я. Данилевский и проблема развития славянской культуры.
10. Идея «заката Европы» О.Шпенглера.
11. Теория локальных цивилизаций А.Тойнби.
Литература
Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии. Протестантская этика и дух капитализма. // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – СПб., 1995.
Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. //Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 1993.
Тойнби А. Постижение истории. – М., 1995.
Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1-2. – М, 1998.
Юнг К. Архетип и символ. – М., 1991.
Культурно-исторические типы
1. Восточная культура и ее разновидности. Индо-буддийский и конфуцианско-даосский тип культуры.
2. Проблема диалога восточной и западной культур.
3. Античный тип культуры и ценности европейской культуры.
4. Средневековый тип культуры и ее особенности. Христианская культура и ее эволюция.
5. Основные тенденции современной культуры. Понятия метакультуры и метацивилизации.
Темы докладов и рефератов
1.Восточная культура: общая характеристика.
2. Египетская культура и ее памятники.
3. Генезис и периодизация античной культуры.
4. Крито-микенская культура и ее памятники.
5. Античная классика и артефакты античной культуры.
6. Античная драматургия (Эсхил. Софокл. Еврипид).
7. Античная философия как феномен античной культуры.
8 Греция и Рим: соотношение систем культурных ценностей.
9. Художественные стили средневековой культуры.
10. Романский стиль и его черты.
11. Готический стиль и современная Европа.
12. Рыцарство и культура средневековья.
13.Христианская культура, ее генезис и система ценностей.
14. Библия как культурный памятник.
Литература
Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С.470-476, 562-573, 195-215.
Античная драма. Пер. с древнегреч. и лат. – М., 1970.
Антонова И.А. Шедевры Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – М., 1986.
Библейские легенды. – М., 1990.
Буслович Д.С. Люди. Герои. Боги. – СПб., 1992.
Гомер. Илиада. Одиссея. – М., 1993.
Платон. Избранные диалоги. – М., 1965.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 3 т. – М., 1961.
Пич С., Миллард Э. Греки. – М., 1992.
Гай Светоний Транкцилл. Жизнь двенадцати Цезарей. – М., 1993.
История мировой культуры. / Под ред. А.М. Марковой. – М., 1995.
Сенкевич Г. Камо грядеши. – М., 1990.
Словарь античности. – М., 1992.
Хейзинга Й. Осень Средневековья. – М., 1988.
Русская культура и
ее типологическая характеристика
1. Истоки и исторические традиции русской цивилизации. Понятие русской духовности.
2. Русская икона как явление культуры.
3. Эпоха русского Просвещения.
4. Русская духовная культура и ее ценности.
5. Место и роль России в мировой культуре.
Темы докладов и рефератов
1. Русская культура и цивилизация: истоки и перспективы.
2. «Велесова книга» и ее роль в формировании русской письменной культуры.
3. Особенности русского этноса.
4. Роль петровских реформ в развитии русской культуры.
5. Россия и Европа как культурно-исторические типы.
6. Произведения Л.Толстого о нравственной культуре.
7. Национальная идея в русской культуре (славянофилы, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев).
8. Русская культура и евразийство.
Литература
Культурология. / Под ред. Г.В. Драча. Ростов-на Дону, – 1997. С. 343- 550.
Бердяев Н. Судьба России. – М., 1990.
Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.
Велесова книга. – М., 1995.
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. – М., 1993.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.
Домострой. Памятники литературы Древней Руси. – М., 1985.
Пути Евразии. – М., 1992.
Россия между Европой и Азией. Антология. – М., 1993.
Россия глазами русского. Чаадаев. Леонтьев. Соловьев. – СПб., 1991.
Соловьев Вл. Избранные произведения. – М., 1993. («Русская идея». «Византизм и Россия»).
Культура и контркультура
1. Культура и контркультура. Роль философии Ф.Ницше в формировании идеологии контркультуры.
2. Антитоталитарная направленность современной контркультуры.
3. Основные направления современных молодежных субкультур. Субкультура и глобальные проблемы современности.
Темы докладов и рефератов
1. Социальные истоки контркультуры
2. Контркультура: «закат культуры» или новые перспективы?
3. Эстетика контркультуры
4. Контркультура: «прорыв к свободе» или «бегство от свободы»?
5. Контркультура и искусство XX века.
6. Современные молодежные субкультуры.
7. Искусство и проблема культурной модернизации.
Литература
Давыдов Ю., Роднянская И. Социология контркультуры. – М., 1980.
Контркультура и социальные трансформации. – М., 1998.
Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
Миллс Ч. Воинствующая элита. – М., 1978.
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. – М., 1993
Культурология будущего
1. Русский космизм и его идеи: взгляд в будущее.
2. Культура в контексте идей русского космизма.
3. Антитоталитарная литература ХХ века и идеи новой организации человечества.
4. Культурология будущего: сущность и проблемы.
Темы докладов и рефератов
1. Идеи русского космизма и их современное значение.
2. Планетарные идеи В.Вернадского и их судьба.
3. Идеи А.Чаянова о российской крестьянской культуре и их роль.
4. Социокультурная роль романов-утопий (А.Платонов, Е.Замятин, Дж.Оруэлл).
5. Культурное прогнозирование.
Литература
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М., 1988.
Чаянов А. Краткий курс кооперации. – М., 1990.
Замятин Е. Мы. – М., 1989.
Оруэлл Дж. 1984. – М., 1989.
Платонов А. Чевенгур. – Рига, 1989.
Хаксли О. Прекрасный новый мир. – М., 1989.
- Содержание
- М.В. Калмыкова английский язык
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Тематический план первого года обучения
- Тематический план второго года обучения
- Программа курса
- Тема 1. Фонетика
- Тема 2. Грамматика
- Стран изучаемого языка
- Литература
- Задания к зачету
- I. Выберите правильную форму глагола
- II. Выберите правильный вариант перевода с английского на русский язык
- III. Выберите правильный вариант
- IV. Выберите правильный вариант перевода с русского на английский язык
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.10 по дисциплине «русский язык и культура речи»
- Программа курса Тема 1. Русский язык в современном мире
- Тема 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- Тема 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- Тема 4. Нормы устной формы речи
- Тема 5. Нормы письменной формы речи
- Тема 6. Нормы устной и письменной форм речи
- Тема 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- Тема 8. Этический аспект культуры речи
- Тема 9. Функциональные стили литературного языка
- Учебно-методические материалы
- 1. Русский язык в современном мире
- 2. Структурные и коммуникативные свойства языка
- 3. Понятие о культуре речи. Правильность речи и языковая норма. Типы и виды норм русского языка
- 4. Нормы устной формы речи
- 5. Нормы письменной формы речи
- 6. Нормы устной и письменной форм речи
- 7. Коммуникативный аспект культуры речи
- 8. Этический аспект культуры речи
- 9. Функциональные стили литературного языка
- Литература Основная литература
- Дополнительная литература
- Справочная литература
- Тест № 1. Акцентологический минимум
- Тест № 2. Нормы орфографии
- Часть I.
- Часть II.
- Часть III.
- Часть IV.
- Тест № 3. Грамматические нормы
- Тест № 4. Употребление фразеологических оборотов
- Вопросы к зачету
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.04 по дисциплине «отечественная история»
- Раздел 1. Древняя русь
- Раздел 2. Средневековая русь
- Раздел 3. Российская имерия
- Раздел 4. Советский период
- Раздел 5. Современная россия (1992 – 2009 гг.)
- Тема 1. Русские земли
- Тема 2. Русские земли периода раздробленности
- Тема 3. Московское государство в XV-XVI вв.
- Тема 4. Московское царство в XVII в.
- Тема 5. Российская империя
- Тема 6. Российская империя в середине и второй половине XVIII в.
- Тема 7. Российская империя
- Тема 8. Российская империя
- Тема 9. Российская империя в начале хх века
- Тема 10. Россия в 1917-1922 годах
- Тема 11. Ссср в 20-30-ые годы
- Тема 12. Ссср в годы второй мировой войны
- Тема 13. Ссср в послевоенный период (1945-1991 гг.)
- Тема 14. Россия в 90-ые гг. Хх в.
- ТеМа 15. Россия в начале XXI века
- Е.А. Плеханов философия
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.01 по дисциплине «философия»
- Тематический план
- Программа курса «философия»
- Тема 1. Философия в духовной культуре общества
- Тема 2. Античная философия
- Тема 3. Философия средних веков и возрождения
- Тема 4. Философия нового времени и
- Тема 5. Немецкая классическая философия
- Тема 6. Марксистская философия
- Тема 7. Русская философия XIX-XX вв.
- Тема 8. Неклассическая западная философия
- Тема 9. Западная философия
- Литература
- Тема 10. ФилософсКая онтология
- Тема 11. Проблема развития в философии
- Тема 12. Общество и природа. Глобальные проблемы современности
- Тема 13. Общество как социокультурная реальность. Основные общесоциологические теории
- Тема 14. Философская антропология.
- Тема 15. Философия культуры и теория ценностей
- Тема 16. Проблема сознания в философии
- Тема 17. Философская гносеология
- Литература
- Тема 18. Эпистемология как
- Тема 19. Гуманитарное
- Литература
- Философская теория марксизма
- Западная философия второй половины XX века
- Проблема развития в философии
- Основные теории общества
- М.В. Калмыкова социология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.06 по дисциплине «социология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Социология как наука. Предмет и объект социологии
- Тема 2. Классические социологические теории
- Тема 3. Русская социологическая мысль
- Тема4. Современные социологические теории
- Тема 5. Социология личности
- Тема 6. Социальные группы, организации и институты
- Тема 7. Теория социальной стратификации
- Тема 8. Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Тема 9. Социальные изменения и социальное развитие
- Тема 10. Специальные социологические теории
- Семинарские занятия Социология как наука
- Возникновение и развитие социологии в России
- Социальные группы и организации
- Социальная стратификация
- Социальная мобильность
- Социология личности
- Социальный контроль и отклоняющееся поведение
- Социология семьи
- Темы рефератов
- Литература
- Вопросы для самопроверки
- Вопросы к экзамену
- 1. Общество – это:
- 8. Малая группа – это:
- 9. Референтная группа – это:
- 10. Социальная общность – это:
- 16. Социальные изменения – это:
- 17. Социальная структура:
- 18. Социальная деятельность – это:
- 19. Социальный контроль – это:
- 20. Социализация – это:
- 21. К первичной социализации относится:
- 22. Личность – это:
- 23. Для фрустрированного типа личности характерны:
- 35. Социологический позитивизм – это:
- 36. Плюралистическая социология – это концепция, согласно которой:
- 37. Понимающая социология – это направление, согласно которому:
- 38. Психологическое направление в социологии – это:
- 39. Классы – это:
- 40. Брак – это:
- 41. Семья – это:
- Глоссарий
- Л.В. Якушева политология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.07 по дисциплине «политология»
- Учебно-тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Политология как наука и учебная дисциплина
- Тема 2. История развития политической мысли
- Тема 3. Политическая власть
- Тема 4. Политическая система
- Тема 5. Политический режим
- Тема 6. Политические партии и партийные системы. Общественно-политические движения
- Тема 7. Политические элиты и политическое лидерство
- Тема 8. Политические отношения и политические процессы
- Тема 9. Избирательные системы
- Тема 10. Политическая культура
- Тема 11. Личность и политика
- Тема 12. Политическое сознание
- Тема 13. Мировая политика и международные отношения. Государственные интересы России в современном международном пространстве
- Литература
- Практические занятия
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческие теоретические конференции
- Взаимодействие и современная специфика»
- Литература
- Литература
- Аналитический тренинг
- Дополнительная литература
- Матрица сравнительного анализа (образец)
- Семинары
- Функционирования исполнительной власти в
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Процессы политической модернизации: классические представления и современность»
- Литература
- Игровой тренинг «Принимаем ответственные политические решения»
- Этапы проведения тренинга
- Семинары
- Литература
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция Тема: «Политическое консультирование как фактор электорального успеха»
- Литература
- Деловая игра
- Семинар «Личность в политике» План
- Литература
- Методические ориентиры в процессе подготовки к семинару
- Студенческая теоретическая конференция
- Литература
- Задания для самоконтроля
- Вопросы для подготовки к зачету
- М.Е. Ульянова культурология
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.03 по дисциплине «культурология»
- Тематический план
- Учебная программа
- Тема 1. Культурология как система знания. Методы, цели и специфика культурологического исследования
- Тема 2. Предмет и основные
- Тема 3. Проблема культурной целостности.
- Тема 4. Типология культур
- Тема 5. Культурно-исторические типы
- Тема 6. Русская культура и
- Тема 7. Культура и контркультура
- Тема 8. Культурология будущего
- Литература Учебная литература
- Словари, справочные издания, хрестоматии
- СеминарскиЕ занятиЯ
- ТестЫ для самопроверки
- Вопросы для подготовки к зачету
- Л.Е. Петрова психология и педагогика
- Пояснительная записка
- Государственный образовательный Стандарт высшего профессионального образования гсэ.Ф.08 по дисциплине «психология и педагогика»
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 6. Эмоционально-волевая сфера личности
- Межгруппового взаимодействия
- Феномен и педагогический процесс
- Литература
- Практическое занятие 1 Личность: самопознание и профессиональное самоопределение (психодиагностический практикум)
- Образовательная система в России и за рубежом
- Семья – социокультурная среда воспитания и развития личности
- Аддиктивное поведение как социально-психологическая проблема
- Тесты для самопроверки
- Часть 1 – психология
- 5. Личность в психологии понимается как:
- 6. Структура личности – это:
- 7. Потребность-это:
- 8. Мотив в психологии понимается как:
- 9. Самосознанием личности является:
- 19. Представление это:
- 20. Волевыми качествами личности являются:
- Часть 2 – педагогика
- 1. Воспитание в широком смысле это:
- Вопросы к зачету
- Л.Е. Петрова психология общения
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Психологического знания
- Средства общения
- Друг друга
- В процессе общения
- Публичного выступления
- Литература
- Планы семинарских и практических занятий Роль электронной коммуникации в построении взаимоотношений
- Гендерные особенности общения
- Манипулятивные приемы воздействия в жизни человека
- Тесты для самопроверки
- Общение-это…
- Социальный интеллект-это…
- Какой процент информации передается по невербальным каналам?
- Характерные признаки «открытой» позы:
- Комплимент-это:
- Коммуникативная совместимость-это:
- Ассертивное поведение-это…
- Способы преодоления нервозности перед публичным выступлением:
- Юмор в публичном выступлении уместен, когда…
- Вопросы к зачету
- Н.В. Зин, а.К. Тихонов религиоведение
- Пояснительная записка
- Тематический план
- Программа курса
- Тема 1. Религиоведение как научная дисциплина
- Тема 2. Религии древних народов
- Тема 3. Национальные религии востока
- Тема 4. Буддизм
- Тема 5. Раннее христианство
- Тема 6. Православие
- Тема 7. Католицизм
- Тема 8. Протестантизм
- Тема 9. Ислам
- Тема 10. Современные нетрадиционные религиозные движения и культы
- Ресурсы интернет
- Планы семинаров Религии древних народов
- Национальные религии востока
- Буддизм
- Раннее христианство
- Православие
- Протестантизм
- Современные нетрадиционные религии и культы
- Вопросы для самоконтроля
- Вопросы к зачету
- Глоссарий
- Методические разработки по дисциплинам социально-гуманитарного цикла