logo
УММ для бакалавров

Этапы проведения тренинга

1. Подготовительный.

На этом этапе каждая группа работает над своим проектом на основе полученного задания.

Экспертный совет знакомится с содержанием всех трех проектных заданий и вырабатывает критерии оценок для определения победителя.

2. Основной

Руководители групп знакомят аудиторию со своими заданиями, кратко раскрывают процесс подготовки проектного решения и излагают его содержание с приведением соответствующей аргументации.

По окончании представлений проектных решений руководители и члены групп отвечают на вопросы из аудитории или от членов экспертного совета.

На этот этап игрового тренинга отводится 1 час 10 мин.

3. Заключительный

Экспертный совет подводит итоги тренинга и определяет победителя игры. (20 мин.)

Оцениваются:

– Глубина усвоения проблемы, которую задано разрешить.

– Глубина понимания сущности и особенности политического решения, а также процессов его подготовки и принятия.

– Соответствие практических действий группы необходимой логической последовательности процесса подготовки и принятия политического решения.

– Социально-политическое содержание итоговой цели представленного проектного решения.

– Лаконичность, точность и четкость формулировок, убедительность аргументации в защите проекта.

– Корректность в процессе интерактивного взаимодействия во время игры.

Содержание заданий*

1. Одним из проблемных факторов и потенциальных источников политических конфликтов в Российской Федерации является смешанный принцип ее построения: одна часть субъектов Федерации образуется по административно-территориальному принципу (области, края, два города федерального значения), другая – по национально-территориальному (национальные республики, автономные округа). В предлагаемых проектах реформирования устройства РФ доминируют две полярные концепции:

а) построения федерации национальных государств с преимущественными правами титульных наций;

б) «губернизации России», то есть выделения субъектов Федерации (губерний) исключительно по административно-территориальному принципу с минимально возможным учетом этнической специфики регионов.

Оцените «плюсы» и «минусы» указанных концепций, возможные последствия их реализации. Составьте свой проект реформирования федерального устройства Российской Федерации.

2. В 1966 году генерал Дуглас Мак-Артур отметил: «Современная напряженность с ее угрозой национальной аннигиляции сохраняется из-за двух величайших иллюзий. Первая – полная убежденность со стороны советского лагеря, что капиталистические страны готовятся напасть на них; что рано или поздно мы собираемся нанести удар. А вторая – полная убежденность со стороны капиталистических стран, что Советы готовятся напасть на нас; что рано или поздно они собираются нанести удар».

Являются ли такие «иллюзии» межгруппового восприятия неизбежными? Почему? Каковы механизмы их возникновения? Приведите примеры таких иллюзий из современной практики.

Какие средства можно предложить для их устранения?

3. Знаменитый арабский философ XIV века Ибн-Хальдун остроумно определял государство как институт, пресекающий любую несправедливость, кроме той, которую творит оно само.

Сохранило ли это определение свою актуальность и сегодня? Как проявляются в современном мире конфликты государства и общества? Какие существуют способы их предотвращения?

По теме № 10 учебно-тематического плана «Избирательные системы» рекомендуются