Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
″Рационализирование – … формирование в соответствии с научными принципами…. Рационализирование во всех областях человеческой деятельности является постоянным стремлением, но иррациональность человеческой жизни постоянно служит ему препятствием.″4
″В широком смысле слова ″рациональность″ есть вера … в силу разума, в разумные принципы. … Научная рациональность чаще всего определяется как постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, страстей, … мнений при принятии решений, касающихся судьбы познавательных утверждений. Так понятая рациональность … всецело полагается на мышление и обработку им ... информации, выделяя в ней общее и существенное.″5
″Вопрос об иррациональном в познавательной деятельности тесно связан с проблемой рациональности, как в общем плане, так и в плане научной рациональности. [Опыт] свидетельствует о том, что решения (или идеи, концепции), будучи в одном отношении разумными, «рационалистичными», становятся или могут становиться неразумными или иррациональными и другом отношении. Иррациональное имеется … в любой деятельности человека. Важно, чтобы верховенство в науке … все-таки всегда оставалось за разумом. … Дело не в иррациональном самом по себе, а в том месте, которое оно занимает по отношению к разуму и к духовным ценностям человека. О той важной роли, которую играет иррациональное в познавательной деятельности человека, … говорилось…: … о бессознательном, о чувственно-сенситивной способности человека, об интуиции … и т.п.″6
″Трансинтеллигибельный – находящийся вне сферы человеческого разума.″7 ″Процесс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемого. … Существование трансинтеллигибельного … не дает прекратиться процессу познания. Область трансинтеллигибельного, к которой принадлежит бытие-в-себе и бытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим … связь между субъектом и объектом.″8
″В структуре познавательного процесса выделяют чувственный и рациональный уровни познания…. Чувственное познание (его основные формы: ощущение, восприятие и представление) является результатом непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, что обуславливает конкретность, индивидуальность и ситуативность получаемого … знания. … Рациональное познание (его формы: понятие, суждение и умозаключение) предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. … Помимо чувственного и рационального, особую роль в познавательном процессе играет интуиция, свидетельствующая об особых механизмах познания на уровне бессознательных структур психики.″9
″Иррациональное – то, что не может быть постигнуто разумом, что явно не подчиняется законам логики, что оценивается как «сверхразумное», «противоразумое»….″10 ″Бессознательное – психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания.″11
″Ощущение - … чувство, в физиологии … - результат возбуждения нервных центров коры головного мозга, которое обычно вызывается раздражением … нерва. Чаще всего единичное ощущение выступает как часть сложного комплекса ощущений″12; ″восприятие является процессом в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место.″1 А ″представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия предметов на органы чувств.″2 ″Опыт - … совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает, … опыт есть главный продукт … рассудка.″3 ″Рассудок … представляет собой способность образования понятий, суждений и правил (Кант).″4 А ″понятие … это результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса … признаков….″5 ″Суждение – в логике выраженное в форме предложения высказывание, с помощью которого связываются два понятия.″6 ″Умозаключение – формально-логический прием, состоящий в … выводе из нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения – вывода.″7 ″Разум – ум; способность…, направленная не только на причинное, дискурсивное познание (как рассудок), но и на познание ценностей, на универсальную связь всех явлений и на целесообразную деятельность внутри этой связи. … Кант понимает под разумом всю высшую способность познания.″8 ″Интуиция – … понимание сути предмета, полученное благодаря непосредственному постижению сущности вещи.″9
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека