Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
″В бытии людей нет ничего, что не объединяло бы их так в единое целое и не подвигало бы к совместной жизнедеятельности как общество. Это происходит помимо воли и желания отдельных его членов, которое как бы обосабливаются от природы для совместной жизнедеятельности, характеризующейся социально-культурными принципами, социальными институтами и морально-правовыми нормами взаимоотношений. Общество – это система взаимосвязей и отношений людей, в недрах которой творится вторая природа – культура. Только в культуре индивид получает возможность стать самобытной и самодостаточной личностью. Общественная и личная жизнедеятельность определяется социально-идеологическим характером, морально-нравственными принципами и нормами поведения, а также культурно-историческими условиями становления и развития … государственно-правового устройства.″
″Социальная философия – раздел философии, определенным образом описывающий качественное своеобразие общества, его законы, социальные идеалы, генезис и развитие, судьбы и перспективы, логику социальных процессов. … В современном обществе социальная философия … оказалась перед необходимостью формировать мировоззрение, опирающееся на проблемность социального бытия … и дающее некую систему ориентиров человеческой деятельности.″
″Общество – группа людей, создавшаяся благодаря … разумно организованной совместной деятельности, причем члены такой группы не объединены столь глубоким принципом, как в случае подлинной общности. Общество покоится на конвенции, договоре, одинаковой направленности интересов. Индивидуальность отдельного человека гораздо менее изменяется под воздействием его включенности в общество, чем в зависимости от включенности в общность.″
″Государство – структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая … упорядочивает общественные действия в той или иной области. Основой государства является право. Кант различал: анархию (закон и свобода без насилия), деспотию (закон и насилие без свободы), варварство (насилие без свободы и закона), республику (насилие при наличии свободы и закона). Значительным влиянием пользовалась теория государства Руссо (теория общественного договора).″ ″Общественного договора теория – … концепция, трактующая гражданское общество (в противоположность естественно-природному состоянию человека) как результат … конценции относительно таких социальных феноменов, как закон … и государство″.
″В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпретации общества: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии…. Её представители (…А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли общество с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями…; 2) концепция общества как … соглашения индивидов (общественного договора концепция); 3) антропологический принцип рассмотрения общества и человека как части природы (Спиноза, Дидро, Гольбах и др.). Достойным существования признавалось … общество, соответствующее … неизменной природе человека. [Оно] дано Шелером, где категория ″человек″ конституируется в качестве антитезы ″обществу″ и ″природе″; 4) теория ″социального действия … (М. Вебер…), фундируется идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление ″смысла″ (понимание) намерений и целей друг друга…; 5) функционалиситский подход к обществу (Парнонс, Мертон …). Общество рассматривается … в контексте его взаимодействия, как с природой, так и с … личностью. … В … постмодернистской философии концепт ″общество″ … практически исключается из употребления.″
″Цивилизация … – следующая за варварством ступень культуры, которая … приучает человека к плановым, упорядоченным совместным действиям с себе подобными, … цивилизация – это то, что дает комфорт, это удобство, предоставленное в наше расположение техникой. Комфорт (его создание и использование) предъявляет такие … требования к цивилизованному человеку и благодаря ему человек до такой степени срастается с техническим коллективом, … что … часто … не ощущает … потребности быть не только цивилизованным, но также и культурным.″ ″Техника … – способ добиваться чего-либо, … осуществлять; … совокупность средств человеческой деятельности, направленная на изменение данного … соответственно человеческим потребностям и желаниям. … Вред, наносимый личности техникой, отрицать нельзя. … Широкие круги цивилизованного человечества находятся на пути превращения в функционеров технического коллектива и … утраты … ценностей.″ ″Гуманизм - … антропоцентризм, который … имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.″
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека