Вопрос 8: Философские методы познания
Есть философских методов познания: диалектика, метафизика, герменевтика, феноменология, экзистенциальный метод и синергетика.
- диалектика. ″Диалектика … предстает как метод осознания противоречий, вследствие чего мир мыслится как целостный процесс, где все явления и все вещи находятся во взаимосвязи, изменении и саморазвитии. … Суть … диалектического мышления в признании единства и противоборства всеобщих связей в развитии мира и общества.″
- метафизика. ″В Новое время … метафизику расценили как … универсальный метод, с помощью которого осуществились умственное разложение (анализ) знаний о природе на отдельные фрагменты и синтез частных знаний в некое целостное знание.″
- герменевтика. ″Герменевтика … - совокупность правил и техник истолкования текста…. Исторические разновидности герменевтики: перевод (… искусство толкования воли богов или божественного намерения…), реконструкция (воспроизведение истинного смысла или ситуации возникновения смысла) и диалог (формирование нового смысла – в субъективности – в соотношении с существующим). … Техники реконструкции были … развиты Шлейермахером: через процедуры фиксации содержательного и грамматического плана текста необходимо создать условия для эмпатии – вчувствования в субъективность автора и воспроизведения его … мысли. … Дильтей настаивал на дополнении этого метода … реконструкцией ситуации возникновения текста…. Понимание герменевтики как порождения новых смыслов в диалоге традиций (Рикер), с традицией (Гадамер, Хабермас) преобладает в философии 20 века. ... Цель работы герменевта – … полно выявить механизмы формирования своего опыта (предрассудки), которыми наделяет его традиция. Выявление происходит через практику работы с текстами, через соотнесение их содержания с опытом современности. Это – диалог, посредством которого рождается новый смысл – этап жизни традиции и самого текста.″
- феноменология. ″Метод Гуссерля занимает место естественной природной установки человека по отношению к тому, что ему встречается в жизни….″, также метод ″феноменологии … включает в себя взгляды … Хайдеггера, который впоследствии вышел за рамки феноменологии, …. и Мерло-Понти…. Мир не отделим от субъекта, … субъект не отделим от мира, но мира, который он сам проецирует.″ ″Все, что человек знает о мире, … он знает исходя из … жизненного опыта…. Феноменология и предлагает вернуться к … жизненному опыту и вырастающему из него жизненному миру….″ ″Чтобы вернуться … к жизненному миру, нужно осуществить редукцию. Нужно … снять все утверждения о нем … наук, все мифы и предрассудки относительно его устройства, его развития и т.д. Тогда мир явится как феномен, как мир нашей жизни, нашего опыта до всяких попыток его истолкования.″
- экзистенциальный метод по А. Лэнглэ. ″Цель экзистенциального анализа – восстановить или укрепить открытость человека для самого себя для диалогического обмена с миром. Работа … над подобной установкой создает основу для такого способа поведения, который Франкл обозначил как цель экзистенциального анализа…: подвести человека к осознанию своей ответственности. Поэтому цель экзистенциально-аналитических бесед – развить или усовершенствовать способность человека вести внутренний диалог с самим собой. Эта способность неразрывно связана со способностью вести диалогический обмен с другими людьми. … Каждый человек через свое переживание непосредственно связан с миром.″ ″Эту структурную соотнесенность (связанность) субъекта к объекту и наоборот используют в психотерапевтической беседе. Так, … в … беседе, где человек чувствует, что его понимают и готовы пойти ему навстречу, … человек (субъект) может выразить и познать себя по Другому (с помощью Другого), … собеседник (Другой) влияет на человека и его внутреннюю речь. Благодаря этой «возможности стать собой с помощью Другого» терпевтический диалог исцеляет пациента.″ ″Ведь в диалогическом обмене с миром человек получает … духовое питание для развития своей внутренней сущности. … В непрерывном внутреннем диалоге человек обрабатывает пережитое, используя для этого также свою креативность.″
- синергетика. ″В конце XX века был разработан новый, междисциплинарный метод познания саморегулирующихся процессов в нелинейных системах – синергетика. Её ключевые принципы сформировали ученые И. Пригожин, Г. Хакенен, Н. Моисеев и др. … Прогрессивное развитие в мире синергетика понимает как процесс, имеющий целый набор свободного выбора путей и средств в этом развитии. Управление этими сложными, саморегулирующимися системами будет эффективным при условии согласования с внутренними процессами самоорганизации.″ ″Исходными положениями в синергетике стали такие принципы, как саморазвитие, противоречие, информационные связи, всесторонность и др., а основными способами познания – наблюдение, эксперимент, измерение и гипотеза.″
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека