logo
otvety_lecha

Вопрос 9. Основные течения философской мысли

В онтологии важнейшими течениями являются две классификации на основании характеристики первоначал бытия: по количеству и качеству.

Монизм признает существова­ние только одного первоначала бытия. Монистами являются и материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс), и идеалисты (Авгус­тин, Фома Аквинский, Гегель). Дуализм признает существо­вание двух первоначал бытия (Аристотель, с оговорками – Декарт и Кант). Плюрализм признает суще­ствование многих первоначал бытия (Эмпедокл).

Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм. Материализм первоначалом бытия признает материю (чарвака, Демокрит, Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс). Идеализм перво­началом бытия считает немателиальную сущность и делится на два направления. Объективный идеализм первоначалом бытия считает сущность, существующую не зависимо от человеческого сознания (веданта, конфу­цианство, даосизм, Пифагор, Платон, Плотин, Августин, Фома Аквинский, Гегель). Субъективный идеализм в качестве первоначала бытия признает человеческое сознание (буддизм, Беркли, Юм, Кант, Гуссерль, экзистенциализм). Есть течения и между идеализмом и материализмом. Это гилозоизм, пантеизм и деизм. Гилозоизм утверждает одушевленность как живой, так и неживой природы (Фалес, Гераклит, стоицизм). Пантеизм отождествляет Бога и природу (Н. Кузанский, Бруно, к нему склонны Лейбниц, Шеллинг, Соловьев). Деизм считает, что Бог, создав мир и вложив в него законы, не вмешивается в дела мира (Декарт, Ньютон, Локк).

Существуют и различные течения в гносеологии. Агностицизм считает мир в принципе не познаваемым (Пиррон, Юм). Релятивизм — течение, возводящее в принцип относительность всякого зна­ния, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее ка­кую-либо возможность достижения объективной истины (софисты, скептицизм, позитивизм). Рационализм — течение, признающее разум основой познания, а также критерием истины (Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Иррационализм — течение, в котором ограничивается или … отрицается познавательная сила разума, сущность бытия понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него (философия жизни, экзистенциализм). Сенсуализм (эмпиризм) — течение, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины. Основы сенсуализма были заложены еще в античнос­ти (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформи­ровался в Новое время (материалистический сенсуализм — Гоббс, Локк, Дидро, Ламетри, идеалистический сенсуализм — Беркли, Юм).1