Вопрос 9. Основные течения философской мысли
В онтологии важнейшими течениями являются две классификации на основании характеристики первоначал бытия: по количеству и качеству.
Монизм признает существование только одного первоначала бытия. Монистами являются и материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс), и идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель). Дуализм признает существование двух первоначал бытия (Аристотель, с оговорками – Декарт и Кант). Плюрализм признает существование многих первоначал бытия (Эмпедокл).
Исходя из качества первоначал, различают материализм и идеализм. Материализм первоначалом бытия признает материю (чарвака, Демокрит, Дидро, Гольбах, Фейербах, Маркс). Идеализм первоначалом бытия считает немателиальную сущность и делится на два направления. Объективный идеализм первоначалом бытия считает сущность, существующую не зависимо от человеческого сознания (веданта, конфуцианство, даосизм, Пифагор, Платон, Плотин, Августин, Фома Аквинский, Гегель). Субъективный идеализм в качестве первоначала бытия признает человеческое сознание (буддизм, Беркли, Юм, Кант, Гуссерль, экзистенциализм). Есть течения и между идеализмом и материализмом. Это гилозоизм, пантеизм и деизм. Гилозоизм утверждает одушевленность как живой, так и неживой природы (Фалес, Гераклит, стоицизм). Пантеизм отождествляет Бога и природу (Н. Кузанский, Бруно, к нему склонны Лейбниц, Шеллинг, Соловьев). Деизм считает, что Бог, создав мир и вложив в него законы, не вмешивается в дела мира (Декарт, Ньютон, Локк).
Существуют и различные течения в гносеологии. Агностицизм считает мир в принципе не познаваемым (Пиррон, Юм). Релятивизм — течение, возводящее в принцип относительность всякого знания, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее какую-либо возможность достижения объективной истины (софисты, скептицизм, позитивизм). Рационализм — течение, признающее разум основой познания, а также критерием истины (Парменид, Декарт, Спиноза, Лейбниц). Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму). Иррационализм — течение, в котором ограничивается или … отрицается познавательная сила разума, сущность бытия понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него (философия жизни, экзистенциализм). Сенсуализм (эмпиризм) — течение, в котором основным источником познания признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины. Основы сенсуализма были заложены еще в античности (Демокрит, Эпикур), но как особое направление сенсуализм сформировался в Новое время (материалистический сенсуализм — Гоббс, Локк, Дидро, Ламетри, идеалистический сенсуализм — Беркли, Юм).1
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека