Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
″Мыслители (Декарт, Лейбниц, Кант и др.) пришли к выводу, что человек обладает способностью не только созерцать и сознавать внешний мир, но и выделять себя из него как некое самобытное Я. Человек имеет двойное существование. С одной стороны, он существует так же, как и вещи природы. С другой – он существует в себе и для себя. Он созерцает, представляет себе самого себя, «образует бытие для себя» (Гегель). А это значит, что сознание одновременно проявляется и как самосознание, которое оценивает суть себя как Я (сознание, мышление, чувствование) и уникальность творческой самостоятельности. В самосознании человек осознает себя как субъекта бытия сознания, а также общения с другими людьми и созидающего действия, т.е. как личность. … Рефлексия – это размышление над своими же взглядами, мировоззрением, психическим состоянием. Это и размышление над собственным мышлением.″1 ″Рефлексия – … процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникации и социального взаимодействия (интерактивные концепции).″2
″Самосознание входит в пространство сознания, составляя особую ипостась духовной сущности человека как личности. … Развитие сознания и самосознания происходит в неразрывном единстве бытийности субъекта и объекта, идеального отражения человеческим мозгом окружающей среды (объект) и себя (субъект). Причем сознание не возникает из самосознания, а самосознание формируется в ходе становления и развития сознания личности.″3 ″Мысль как атрибут жизнедеятельности есть функция мыслящего сознания. … Сознание личности – это качественно новое состояние психики человека. Это осмысленное и понятое ею бытие мира и общества. Это критическая оценка своего места в мире, а также роли и значения своих социальных функций.″4 ″Сознание личности постоянно находится в становлении, развитии и при этом всегда остается незавершенным, … главное его свойство – творить особый смысл жизни.″5 ″Трудности изучения … структуры сознания обусловлены тем, что не все его образующие даны постороннему наблюдателю.″6 ″При этом … сознания субъектов … могут быть … неадекватно … воспроизводящими предмет рефлексии и точку зрения «другого» на этот предмет.″7
″Психика … - форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.″8
″Мышление – внутреннее, активное стремление овладеть своими собственными представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.д. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву.″9 ″Интеллект – … способность мыслить, … совокупность тех умственных функций…, которые превращают восприятия в знания или … анализируют уже имеющиеся знания. Ещё во времена средневековья возник спорный вопрос: является воля подчиненной интеллекту или, … интеллект воле. Первую точку зрения представлял Фома Аквинский, вторую - ... Дунс Скот и Уильям Оккам. Теперь преобладает представление, что хотя интеллект, … как и воля, зависит от … обстоятельств, однако он, как относящийся к сфере духа, выше воли, относящейся к сфере психического.″10
″Интенция – направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. … Из переживаний извлекаются такие, существенной чертой которых является то, что они суть переживания субъекта.″11
″Субъективность – все то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т.д.; зависимость от субъекта (противоположность - объективность). У Гегеля и Кьеркегора бесконечная субъективность является признаком самостоятельности духовной жизни″12.
″Объект – вещь, предмет. С конца 18 века (особенно у Канта) объектом называют то, что противостоят субъекту, т.е. сознанию″13. ″Субъект - … обозначение психолого-теоретико-познавательного Я, противопоставляемого чему-то другому – не-Я, предмету, объекту″14, а ″существование сознания выражается понятием «субъективная реальность»″15. Её бытие обеспечивает ″субъективное семантическое пространство – система категорий индивидуального сознания, при помощи которой происходит оценка и классификация различных объектов, понятий″1. ″Бинаризм – понятие, актуализированное в контексте постмодернистской критики классического типа рациональности…., [ведь] «в классических философских оппозициях мы не имеем дело с мирным сосуществованием…, а скорее, с насильственной иерархией. Один из двух терминов ведет другой … или имеет превосходство» (Деррида).″2
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека