Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
″Одна из самых трудных проблем философии – осмысление культуры. … Только в культуре и через неё человек развивается как личность, в его жизни и деятельности она играет исключительную роль. Но культура не может нормально развиваться без критического самосознания, и именно эту функцию к ней выполняет философия. Она оценивает культуру как социальный феномен, передающий из поколения в поколение людей смысложизненные установки. Культура возникла в результате творческой жизни и деятельности людей и ныне превратилась в сложную, многоуровневую, динамическую, саморазвивающуюся систему их бытия. Культура – категория философская, обозначающая исторически достигнутый уровень развития человечества, творческих сил и ответственности людей за все преобразовательные акты в их материальной и духовной жизни.″2 ″Это способ и средство выживания и развития человека, когда он не пассивно приспосабливается к природе (как животные), а … сам приспосабливает природный мир к своим постоянно растущим потребностям и интересам.″3
″Термин «картина мира» прилагается для обозначения… мировоззренческих структур…. В этом значении используются термины «образ мира», «модель мира», … характеризующие целостность мировоззрения.″4 Обычно выделяют следующие картины мира: мифологическую, религиозную, научную и философскую.
″Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. … Для мифа не существуют грани естественного и сверхъественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир мифа гармоничен, строго упорядочен и не поддается логике практического опыта. … Миф нерефлексивен, т.к. изначально несовместим с рационально-критическим подходом…. Пространство мифа закрыто, ... единственное движение, возможное в нем – … воспроизведение уже свершившегося….″1
″религия … как мировоззрение … - определяется её нацеленностью на морально-мистическое развитие людей, абстрактно-логическое раздумье … о … смысле человеческой жизни.″2 ″Религия – продукт стихийно формирующегося массового практического сознания, и лишь в трудах профессиональных идеологов она приобретает концептуальный вид. … [Ведь] в ней наиболее доступно и … концептуально заложена идея утешения униженных и угнетенных людей. … Главный смысл религии состоит в стремлении к внутреннему единению человека с Богом…. Это – сакральный союз человека с Богом, … дающий людям опору в жизни.″3 ″При всем различии религий их объединяет мистическая вера в сверхестественную справедливость. Вера в святость и безупречность мистических установок на будущую жизнь в раю ориентирует людей на необходимость праведной жизни на Земле.″4 ″В основе религиозного сознания человека лежит вера в чудо, которое нельзя понять и объяснить иначе, как через усвоение данного свыше божественного откровения.″5
″Наука … образует взаимосвязанную единую систему знаний о мире, обществе и человеке. Но наука не просто совокупность знаний и средств для их получения – это и особая форма целенаправленной социальной деятельности людей, … способ интеллектуального производства ценностей. …Став специализированной деятельностью по производству точных (объективных) знаний о природе, обществе и самом человеке, причинах и саморазвития, она не только добывает, но и творит их.″6 ″«Научное понимание» … характеризует специфическое состояние сознания личности, когда ею лично осознаются и внутренняя логика, и значение связей и отношений, отраженных в том или ином знании. … Научное понимание мира детерминируется состоянием культуры людей, и оценивается их преобразовательной практикой.″7
″Но если наука творит знания, то философия – концепты.″8 ″Философия – это феноменальная форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему осмысления знаний, исходя их разработанных ею же … принципов человеческого бытия.″9 Именно ″философия, нацеливает на то, чтобы в результате осмысления знаний (придания им определенного смысла) прийти к сознанию (пониманию) их сущности.″10 ″Философия наполняет сознание человека … нравственным смыслом и нацеливает его на поиск истины, добры, красоты и любви.″11 ″Философия с момента своего зарождения есть духовное целое, но при этом обладающее очень разветвленной структурой, многообразным строением (как и все целое). Она ставит своей задачей интегрировать в систему знания о … жизнедеятельности человека, рассматривая все три класса характеризующих его явлений: чувства, мысли и поведение.″12
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека