logo
otvety_lecha

Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира

″Одна из самых трудных проблем философии – осмысление культуры. … Только в культуре и через неё человек развивается как личность, в его жизни и деятельности она играет исключительную роль. Но культура не может нормально развиваться без критического самосознания, и именно эту функцию к ней выполняет философия. Она оценивает культуру как социальный феномен, передающий из поколения в поколение людей смысложизненные установки. Культура возникла в результате творческой жизни и деятельности людей и ныне превратилась в сложную, многоуровневую, динамическую, саморазвивающуюся систему их бытия. Культура – категория философская, обозначающая исторически достигнутый уровень развития человечества, творческих сил и ответственности людей за все преобразовательные акты в их материальной и духовной жизни.″2 ″Это способ и средство выживания и развития человека, когда он не пассивно приспосабливается к природе (как животные), а … сам приспосабливает природный мир к своим постоянно растущим потребностям и интересам.″3

″Термин «картина мира» прилагается для обозначения… мировоззренческих структур…. В этом значении используются термины «образ мира», «модель мира», … характеризующие целостность мировоззрения.″4 Обычно выделяют следующие картины мира: мифологическую, религиозную, научную и философскую.

Миф – форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. … Для мифа не существуют грани естественного и сверхъественного, объективного и субъективного; причинно-следственные связи подменяются связью по аналогии и причудливыми ассоциациями. Мир мифа гармоничен, строго упорядочен и не поддается логике практического опыта. … Миф нерефлексивен, т.к. изначально несовместим с рационально-критическим подходом…. Пространство мифа закрыто, ... единственное движение, возможное в нем – … воспроизведение уже свершившегося….″1

религия … как мировоззрение … - определяется её нацеленностью на морально-мистическое развитие людей, абстрактно-логическое раздумье … о … смысле человеческой жизни.″2 ″Религия – продукт стихийно формирующегося массового практического сознания, и лишь в трудах профессиональных идеологов она приобретает концептуальный вид. … [Ведь] в ней наиболее доступно и … концептуально заложена идея утешения униженных и угнетенных людей. … Главный смысл религии состоит в стремлении к внутреннему единению человека с Богом…. Это – сакральный союз человека с Богом, … дающий людям опору в жизни.″3 ″При всем различии религий их объединяет мистическая вера в сверхестественную справедливость. Вера в святость и безупречность мистических установок на будущую жизнь в раю ориентирует людей на необходимость праведной жизни на Земле.″4 ″В основе религиозного сознания человека лежит вера в чудо, которое нельзя понять и объяснить иначе, как через усвоение данного свыше божественного откровения.″5

Наука … образует взаимосвязанную единую систему знаний о мире, обществе и человеке. Но наука не просто совокупность знаний и средств для их получения – это и особая форма целенаправленной социальной деятельности людей, … способ интеллектуального производства ценностей. …Став специализированной деятельностью по производству точных (объективных) знаний о природе, обществе и самом человеке, причинах и саморазвития, она не только добывает, но и творит их.″6 ″«Научное понимание» … характеризует специфическое состояние сознания личности, когда ею лично осознаются и внутренняя логика, и значение связей и отношений, отраженных в том или ином знании. … Научное понимание мира детерминируется состоянием культуры людей, и оценивается их преобразовательной практикой.″7

″Но если наука творит знания, то философия – концепты.″8 ″Философия – это феноменальная форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему осмысления знаний, исходя их разработанных ею же … принципов человеческого бытия.″9 Именно ″философия, нацеливает на то, чтобы в результате осмысления знаний (придания им определенного смысла) прийти к сознанию (пониманию) их сущности.″10 ″Философия наполняет сознание человека … нравственным смыслом и нацеливает его на поиск истины, добры, красоты и любви.″11 ″Философия с момента своего зарождения есть духовное целое, но при этом обладающее очень разветвленной структурой, многообразным строением (как и все целое). Она ставит своей задачей интегрировать в систему знания о … жизнедеятельности человека, рассматривая все три класса характеризующих его явлений: чувства, мысли и поведение.″12