Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
″Познание – это общественно-исторический процесс приобретения и распространения знания о мире, обществе и человеке. Оно постоянно углубляет, расширяет, совершенствует и воспроизводит новое знание. Познание – целенаправленная мыслительная деятельность человека по раскрытию секретов мира, общества и себя самого; это результат активного взаимодействия исследователя с природой и обществом, что делает познание преднамеренным, осознанным мыслительным актом по творческому ″конструированию знаний″ (Кант) о мире.″5
″Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как … процесс…, так и результат этого процесса. … В познании … содержится оценка, которая опирается на опыт. … В познании всегда содержится также узнавание. … Внутри познания проводят различия между (неподлинным) формальным, или абстрактным, познанием и (подлинным) содержательным, или конкретным, познанием….
Субъект постигает, а объект постигаем. Понимание происходит в силу того, что субъект вторгается как раз в сферу объекта и переносит его в свою собственную орбиту, поскольку определенные моменты объекта отображаются в субъекте, в возникающих в тем отображениях. Это отражение также объективно, то есть субъект отличает отражение, в образовании которого он даже принимал участие, от самого себя как противостоящего отражению. Отражение неидентично объекту, хотя ему подобает быть «объективным». Объект независим от субъекта. Он более чем просто предмет познания, и в этом «более чем быть просто объектом» объект выступает как «трансобъективное». Наряду с бытием в качестве предмета он обладает и бытием-в-себе. Если объект мыслится независимо от отношения познания, то он становится вещью. Но субъект также может быть субъектом для самого себя, т.е. он может сознавать свою способность познания; помимо свойства быть познающим он обладает также и бытием-для-себя. Бытие-в-себе объекта означает, что наряду с познаваемым в объекте остается ещё не познанный остаток. Тот факт, что мы никогда не можем полностью и без остатка охватить предмет познания, постичь во всей полноте его определенность, отражается в несовпадении объекта и образа.″1 ″Поскольку субъект знает об этом различии, появляется такой феномен, как проблема, который порождает напряжение в процессе дальнейшего познания и требует все больших усилий познания. … Деятельность сознания приводит к прогрессу познания; стремление сознания к познанию есть прогрессирующее «предрасположение себя» к определенностям объекта. То, что должно быть познано, является для стремящегося к познанию сознания неисчерпаемым, то есть бесконечным.
Процесс познания находит свой окончательный предел в границе познаваемости. За этой границей начинается непознаваемое, трансинтеллигибельное…. Существование трансинтеллигибельного – это такое существование, которое не дает прекратиться процессу познания. Область трансинтеллигибельного, к которой принадлежит бытие-в-себе и бытие-для-себя, является медиумом, осуществляющим действенную связь между объектом и субъектом. … Но если исходить из того, что все сущее, поскольку оно принадлежит к общей сфере непознаваемого, всесторонне как-то обусловлено, … то из этого следует, что вся система сущего должна из трансобъективного через объект и отражение предстать перед субъектом в явлении. С этой точки зрения познание есть постижение … соответствующих субъекту отношений между объектом и субъектом.″2
″Существенный момент в понятии знания – это претензия на то, что оно является обобщающим выражением, отражающим деятельность ума, и притязает на объективную истину (в отличие от мнений и фантазий…), которая подтверждается практикой. … В боле широком смысле знание отождествляется … адекватными результатами познавательных (когнитивных) процессов. … Знания классифицируют самым различным образом. Иногда их разделяют на эмпирические и теоретические, на явные и неявные, на декларативные, процедурные, эпистематические. М. Полани ввел понятие о личностных знаниях (тесно граничащих с неявными З. и умениями), трансляция которых в знаковой форме затруднена. С ним же граничит понятие непосредственное З. (интуиция), обозначающее знание, получаемое путем прямого усмотрения, без рационального обоснования с помощью доказательства. В философии отдельно выделяют спекулятивное З. – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к внешнему опыту, при помощи рефлексии.″3
″Если в классических подходах незнание трактовалось как несовершенство знания, как то, что требует своего перевода в знание, то в ряде современных концепций обнаружение незнания понимается как необходимое познавательное действие, выясняющее области проблем…, устанавливающее границы возможной работы с имеющимся знанием (уровень притязаний), ориентирующее, направляющее и стимулирующее познание (предпосылка знания, задающая видение)…. Таким образом, будучи направленным на получение нового знания, незнание всегда описывается в терминах существующего знания, являясь его необъемлемым дестабилизирующим компонентом.″4
21. Вера и знание. Объяснение и понимание
″Вера – принятие чего-либо за истину и не нуждающееся в … полном подтверждении истинности со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее претендовать на объективную значимость. … Вера всегда есть риск, так как это чувство может ошибаться. … Она всегда слепа, ибо та вера, которая имеет надежное основание и объективную гарантию, не настоящая, в ней отсутствует решающий момент риска собственной личностью. Кто знает, тот не может верить.″5 ″Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека….″6 ″Мышление – … стремление овладеть своими … представлениями, понятиями, побуждениями чувств и воли, воспоминаниями, ожиданиями и т.п. с той целью, чтобы получить необходимую для овладения ситуацией директиву.″7
″Понимание – … специфическое состояние сознания, фиксируемое субъектом как уверенность в адекватности воссозданных представлений и содержания воздействия.″8 ″Объяснение – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. Объяснить – значит пролить свет на какой-либо … запутанный факт путем установления причин или условий, целей, путем установления того, зачем и почему нечто именно такое, а не иное; установления закономерности происходящего, в которую может быть включен и частный случай. При этом остальное почти всегда остается необъяснимым.″1
″Интерсубъективность – особая общность между познающими субъектами, условие взаимодействия и передачи знания (или значимости опыта познания) одного для другого. … Каждый субъект, рефлексируя, выстраивает мир специфически, этот мир – опыт субъекта, зависящий только от его познания. Следовательно, решение – в проблеме взаимоотношения субъектов, в частности, Я и Другого. Гуссерль находит, что Я естественным образом выстраивает в себе Других и складывает интерсубъективную общность – общность (гипотетических) субъектов, каждый из которых имеет мир в своем опыте, и, в силу этого, мир может рассматриваться как объективно (для всех) сущий – то есть как основание индивидуального опыта Я. В то же время в интерсубъективности Я фиксирует своеобразие своего опыта в отношении других возможных опытов. … Однако проблема выяснения корректности знания остается открытой, поскольку бесконечное самоуглубление – идеал, вещь-в-себе. Позднее Гуссерль вводит понятие ″жизненного мира″ - духовного образования, которое задает основные ″темы″ для … всякого действия или мысли конкретного субъекта – и посредством этого служит базисом интерсубъективности.″2 ″Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.″3
″Знак – ... чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), который выступает как представитель другого предмета, свойства, отношения. Различают знаки языковые и неязыковые. Представление, возникшее в сознании благодаря знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некоторое внутреннее единство, есть символ. Важнейшие знаки для человечества – явления.″4
″Антиномия … - противоречие между рядом положений, из которых каждое имеет законную силу.″5 ″Апория … - безвыходное положение, невозможность достигнуть разрешения проблемы, потому что в самом предмете или в употребляемых понятиях содержатся противоречия.″6
″Априори … - знание, предшествующее опыту и независимое от него. Априорным называется взгляд, правильность которого не может быть доказана или опровергнута опытом. Кант считает априорными те понятия, которые порождаются только рассудком, разумом, и обнаруживаются, то есть действуют, лишь тогда, когда восприятия формируются с их помощью в понятия.″7 ″Апостериори … - понятие теории познания, противоположное априори. Апостериорным называется знание, которое получено из восприятия, на основании опыта.″8
″Значение – важность, … роль предмета, явления, действия в человеческой деятельности.″9 ″Смысловое содержание – содержание, которое вещь получает благодаря тому, что ей сообщается смысл, или благодаря тому, что раскрывается имманентный смысл вещи.″10
″Представление – предмет мышления…, когда он целиком является наглядным … как … воспринимаемое…; 2) … акт, посредством которого мыслимое … в понятиях «поднимается» из сферы бессознательного … и превращается в … содержание сознания. Результатом этого процесса является представленное.″11 ″Установка – … ориентация мысли и воления …, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу и т.д., но также и … то, … как они реализуются в мире наших восприятий.″12
Вопрос: Проблема истины в философии
″Истина – универсалия…, содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношении с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления – с другой. … Фундаментальными проблемами в данной сфере выступали в классической философии проблема критерия истины, трактовка которого соответствовала принятому определению истины (от эйдетического образа у Платона до Божественной Мудрости у Фомы Аквинского, с одной стороны, и от индивидуального сенсорного опыта у Беркли до общественно-исторической практики у Маркса - другой); проблема соотношения истины с заблуждением и абсолютной истины с истиной относительной…; а также проблема соотношения логической и фактической истины. … В неклассической философии происходит … деонтологизация истины: последняя лишается объективного статуса и мыслится как форма психического состояния личности (Кьеркегор), как … спекулятивный идеальный конструкт (Н. Гартман) и др. В контексте … философской герменевтики, … феномен истины оказывается … несовместимым с научным … методом (Гадамер) и реализует себя сугубо в контексте языковой реальности, что … трансформирует проблему истинности в проблему интерпретации. Параллельным вектором неклассической трактовки истины выступает позитивизм, в контексте которого истина также трактуется как феномен сугубо языкового ряда, конституируясь в контексте проблемы верифицируемости. В … философии постмодерна проблема истины оказывается … не артикулируемой, поскольку в качестве единственной … предметности в постмодернизме выступает текст, рассматриваемый в качестве самодосточточной реальности вне соотнесения с внеязыковой реальностью «означаемого».″ ″Против … идущего ещё от Аристотеля положения о том, что истинность суждения заключается в его соответствии фактическому положению вещей, выдвигается возражение, что такая истина не может быть познана без … познания самого соответствия, но это знание было бы суждением и так до бесконечности.″ ″Заблуждение – представление, мысль, или ход мысли, относительно которого хотя и существует уверенность, что они правильны, тем не менее, они не соответствуют … фактическим обстоятельствам, предмету … или противоречат логическим законам.″ ″Ложь – заявление, … когда говорящий умалчивает или искажает то, что знает о рассматриваемом положении вещей, или когда он знает нечто другое, чем то, о чем говорит.″
Вопрос: Идеалы научности. Этика ученого
″Научное познание предполагает системность в целенаправленном добывании знания и в логичном объяснении … фактов объективного бытия. … Наука … открывает внутренние связи и отношения (законы) между вещами и явлениями мира. Результаты научных исследований всегда имеют всеобщее значение.″ ″Наука с самого начала пыталась ответить на вопрос – каков мир сам по себе, независимо от наложенных на него напластований … знаковых систем, независимо от идеологии, независимо от культурных ограничений, независимо от разрешающей способности человеческой психики, независимо от того, кто познает…. Наука всегда отличала себя от не-науки, от теорий всевозможных астрологов, парапсихологов, исследователей НЛО, нетрадиционных целителей и т.д. Для этого наука постоянно … обосновывала критерии истинности своих положений. Эти критерии … наиболее отчетливое выражение получили … в принципе верификации…. Согласно этому принципу, каждое положение будет считаться научным, … если его можно подтвердить данными опыта, эксперимента. … Позднее … Поппер … решил, что подлинно научные теории должны выдерживать более серьезную проверку - … на фальсифицируемость. Если какое-либо положение принципиально неопровержимо, … то оно находится вне науки. Настоящая наука не боится опровержений, не имеет дела с вечными истинами, любое … знание носит, согласно Попперу, предположительный характер. … Интерес для философского осмысления путей развития науки представляет также принцип пролиферации теорий, выдвинутый Фейерабендом. Ученые согласно этому принципу должны создавать теории, несовместимые с существующими и признанными теориями. Создание альтернативных теорий способствует из взаимной критике и ускоряет развитие науки. Фейерабенд также обосновал принцип анархизма в науке: ученый может изобретать и разрабатывать свои собственные теории, не обращая внимания на противоречия и критику.″
″Для ученых в качестве … внутринаучных ценностей выступают познавательная информация, истинное её содержание, научная картина мира, стиль научного мышления … и т.п. … Субъект познавательной деятельности, будь то отдельный ученый или сообщество ученых, … является частью … общества, поэтому ему свойственная … система социальных ценностей″, ″основания научного творчества … немыслимы без ценностных факторов…. Вопрос только в том, насколько эти позиции совпадают с научностью, насколько … содействуют раскрытию истины.″
″Под моралью понимается осознанное добровольное подчинение людей общепринятому порядку…. Мораль обобщает тот срез человеческой жизнедеятельности, разные стороны которой обозначаются понятиями добро и зло, добродетель и порок, честь и совесть, смысл жизни и свобода воли, долг и справедливость, пределы личной свободы. … Нравственность – это способ самоосуществления личности, её самосознания на основе обобщенных представлений и … понятий об идеалах, нормах, принципах и правилах жизнедеятельности.″1 ″Изучением моральных и нравственных идеалов, принципов, норм и правил общественного поведения стала заниматься наука этика.″2
″В современную эпоху естественно-научных и научно-технических достижений ученые оказались в весьма непростой … ситуации. Они созидают то, чего никогда в прошлом не было, и не могло быть в природе.″3 ″Научно-технические достижения получают неоднозначную … оценку. Так, человека как продукт природной эволюции имеет много преимуществ, но у него есть и слабости, и поэтому его сегодня хотят усовершенствовать…. Этот творческий порыв ученых … нельзя пресечь, остановить, но его можно и нужно морализировать (привить гуманистические ценности). … Революционные прорывы в науке, технике …ныне делают обязательной незамедлительную разработку … принципиально новых морально-этических принципов и правил для людей науки…. Эти принципы должны быть жесткими и категоричными в запрете любых авантюрных проектов. Новая этика должна апеллировать к совести специалиста.… Каждый ученый-творец и созидатель обязан быть моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с общественным интересом.″4
″Функции науки заключаются, во-первых, в описании фактов природной и социально-культурной реальности; во-вторых – в объяснении количественных и качественных изменений в вещах, предметах и явлениях; в-третьих, в обнаружении всеобщих связей и отношений между ними; в-четвертых, в предвидении тенденций развития природы и общества; в-пятых, в накоплении и сохранении полученных знаний о мире, обществе, человеке. Призвание современной науки – формировать в общественном сознании новое мировоззрение и творчески преображать в общественной практике объективную действительность. Между тем порой в силу самонадеянного применения …теоретических знаний наносится вред людям и самой науке.″5
Вопрос: Теоретическое и эмпирическое знание
″Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и субъективном, и в объективном отношении и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными….″ ″Различают структуры явного, предъявленного, рационально (или иным образом) оформленного (выражаемого), и неявного (латентного) знания, локализуемого в структурах накопленного … опыта и подсознании субъектов.″ ″Эмпирическое и теоретическое – понятия, посредством которых … методология науки обозначает … системы научного знания и сопряженные типы научно-исследовательской деятельности. … Эмпирическое исследование ориентируется на непосредственное изучение явлений, теория ориентируется на уровень сущности и объективной закономерности в изучаемом процессе, явлении. … В эмпирическом знании можно выделить непосредственные данные наблюдений и экспериментов и эмпирические зависимости и обобщения, эмпирические факты. … Эмпирические зависимости … и эмпирические факты являются непосредственным базисом теории. В структуру теоретического знания входят слои теоретических моделей частного характера, абстрактные теоретические объекты, … развитые научные теории, включающие фундаментальные теоретические законы в качестве главного элемента. … Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимодействуют друг с другом, являясь одновременно самостоятельными блоками научного знания. Исторический подход к взаимодействию эмпирического и теоретического раскрывает диалектичность их взаимосвязи. Эмпирические исследования, обнаруживая новые факты и зависимости, стимулируют развитие теоретического познания. В свою очередь, эмпирического знание является результатом саморазвития предшествующей теории. Формирование эмпирического базиса теории делает необходимой теоретическую интерпретацию основных эмпирических зависимостей и фактов, дальнейшее развитие исходных научных абстракций. Теоретическая деятельность организует эмпирическую, предсказывает в вовлекает в круг исследования новые факты. Взаимодействие и единство эмпирического и теоретического, тенденция к обособлению эмпирического и теоретического научного аппарата … создают … динамику научного знания как целостной самоорганизованной системы.″
22. Научные и ненаучные формы знания. Критерии научности
″Знание – селективная (1), упорядоченная (2), определенным способом (методом) полученная (3), в соответствии с … критериями (нормами) оформленная (4) информация, имеющая социальное значение (5) и признаваемая в качестве знания … социальными субъектами и обществом в целом (6). В зависимости от названных критериев знание может быть разделено на … обыденное знание повседневной жизни и специализированное знание (научное, религиозное, философское и т.д.), а также … профессиональное … знание различных социальных общностей и групп.″1 ″Информация … - одно из … общих понятий…, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-то данных … и т.п.″2
″К основным видам познания относятся: обыденное познание, которое основывается на повседневном опыте людей и на здравом смысле; художественное познание, базирующееся на чувственно-образном познании действительности. Есть и мистико-религиозное познание, для которого характерно фантастическое представление о мире людей и о мире ином – трансцендентальном. Все эти виды познания сродни кладоискательству (там тоже вечный поиск чего-то). Но есть целенаправленный вид познания мира, постигающий истину или точное знание, - это научное познание. Его особенностью является системность и доказательность, наличие точных методов постижения мира, общества, человека. … Мир и общество открыты всем людям, кто способен … разумом оценивать вещи, предметы, явления природы и общества, наконец, понятийно мыслить. Все это составляет смысл особого интегрирующего вида познания – философского.″3
″Если исходить из предположения, что первоначалом всякого знания о вещах, предметах и явлениях … является житейский опыт, то именно он служит началом всех других видов познания – религии, искусства, науки, … философии. … С обыденного познания берет старт научный эмпиризм, закрепляя в сознании … смекалку и наблюдательность человека. Неким праобразом рационализма становится здравый смысл как повседневное мышление…″4 А ″значение художественного познания [в том, что] искусство образно отражает внешние связи вещей и явлений. В силу этого обнаружен эффект красоты со всех его проявлениях.″5 А ″религиозный вид познания … опирается на развитое воображение при осмыслении таинств мира. … Религия, которая конституирует истину в Боге и нравственные принципы, опирается на священную веру.″6 ″Результаты научных исследований всегда имеют всеобщее значение. Главное предназначение науки в том, чтобы устранять индивидуальное и создавать всеобщее знание в форме понятий и законов. … Она, будучи нацеленной на поиск истины, открывает внутренние связи и отношения (законы) между вещи и явлениями мира.″7 ″Суть философского познания состоит в достижении понимания смысла знаний о действительности. Причем понимание органично увязано со степенью истинности знаний и приданием им смысла.″8
″Наука … - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности…. Наука…, по Канту, … есть совокупность знаний, упорядоченная согласно … принципам; … упорядоченная связь истинных суждений, предположений и проблем, относящихся в действительности в целом и отдельным … сторонам её. В отличие от опытного знания…, наука … вопрошает об основах и причинах вещей (Аристотель).″9
″Критерии научности следующие: 1) объективность… Научное знание связано с раскрытием природных объектов, взятых как … ″вещь в себе″ (как ещё не познанных, но познаваемых). При этом происходит отвлечение как от интересов индивида, так и от всего сверхприродного; 2) доказательность. [Ведь] в научном знании … приводятся необходимые основания, по которым это содержание истинно…; 3) эссенциалистская направленность, … нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта…; 4) особая системность … знания; … упорядоченность по осознанным принципам, … в форме теории и … понятия; 5) проверяемость; здесь и обращение к научному наблюдению, к практике, к испытанию логикой…. Проверяемость научных истин … придают им свойство общезначимости″10.
Вот ″формы … научного … знания: эмпирический факт, … теория (и гипотеза …). Слово ″факт″ имеет значение элемента реальности, … часто выступает как элемент знания, как информация…, эмпирический факт, связанный … с единичным явлением, лишь констатирует….″1 А ″теория есть система понятий, принципов и законов, отображающая в своей структуре сущность предмета исследования в целом….″2 ″Гипотеза – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно … восполнять пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту или группе фактов.″3
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека