logo
otvety_lecha

Вопрос2: Основные проблемы философии

″Основной вопрос философии звучит так: почему есть нечто, а не ничто? … Философ … добавляет к этому ещё … вопрос: почему есть благо, добро, любовь, красота? … [Ведь все это] вещи, которые быть не должны, они противоречат повседневному укладу жизни. … Естественны жадность, глупость, животная злоба, эгоизм. Но в нашем мире неестественны, т.е. не имеют природных оснований, не заложены в нас природой ни любовь, ни совесть, ни честь, ни добро. Однако они … есть…. Следовательно, человеком управляют не естественные законы…. Главные качества его не рождаются природой, из неё не вытекают. Человек есть существо таинственное, … во всей своей целостности и глубине не охватываемое никакими законами и знаниями. Философия и пытается понять человека как такое существо.″

″В обыденном сознании … существовало, да нередко встречаются и … представление о том, будто философия не имеет собственных реальных проблем. … В современной философии существует целое течение – позитивизм, объявляющее проблемы философии бессмысленными, беспредметными. Однако проблемы философии не менее реальны, чем у любой науки. Основная проблема (или основной вопрос) мировоззрения – отношение человека к миру в целом. Несмотря на то, что состав проблем и их выражение у философов разных эпох и народов различен, в них … есть и общее, … они … порождены … глубокими причинами….″ ″Все эти … вопросы не могут не волновать каждого мыслящего человека…. Размышляя о такого рода вопросах, человек … неизбежно приходит к определенной мировоззренческой позиции.″

1) ″Многие из этих вопросов экзистенциальные, поскольку неразрывно связаны с существованием человека, с его духовной потребностью в осмыслении мира и своего отношения к нему. В этом плане и те проблемы материального бытия составляют проблематику мировоззрения, которые неотрывны от бытия человека, без которых … невозможно целостное видение мира и места в нем человека. … Для биологии и космологии человек есть одно из многих явлений в ряду других, в мировоззрении же в предметном плане «Я» оказывается равновесным «не-Я». Философия в отличие от естествознания антропоцентрична (в отмеченном отношении).″

2) ″Если уж каждый сознательный индивид стремится иметь мировоззрение, соответствующее его жизненному опыту, то это стремление тем более оправдано для социальных групп, классов, имеющих свой исторический опыт. Социальная группа заинтересована в идеологии, обосновывающей её положение в мире (а не только в обществе), её отношение к миру в целом. Для каждой социальной группы существует … проблема «разорванности» всего мира на духовное и материальное.″

3) ″Развитие общественных, гуманитарных наук рождает большое количество мировоззренческих проблем. Они неразрывно связаны с социальным бытием человека, с осмыслением этого бытия и человеческой деятельности. Таковы проблемы соотношения духовного и материального в жизни общества, наличия или отсутствия нравственного прогресса, проблема добра и зла, проблема социальной справедливости и др. … Широким источником философских проблем является естествознание и научно-технический прогресс. В науках о природе коренятся, в конечном счете, проблемы первоосновы мира, бесконечности (или конечности) пространства, проблемы субъектно-объектных отношений при познании микромира и т.п.″

4) ″Потребности эстетического, художественного освоения мира также дают много проблем; центральной из них выступает проблема прекрасного.″

″Таким образом, главные истоки проблем мировоззрения: 1) индивидуально-экзистенциальные; 2) социально-классовые; 3) внутринаучные; 4) художественно-эстетические. Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека, и детерминируется многообразной его деятельностью. Фактически любая сфера деятельности человека есть источник проблем мировоззрения, в то время как естествознание ограничено познанием неживой и живой природы и природного в человеческом существе. … Философские проблемы возникали в прошлом, рождаются они и сейчас, особенно и в социальной сфере. Много новых проблем, связанных с перспективами человеческой цивилизации (например, глобальные проблемы), требуют своего глубокого осмысления со стороны философов. … Как и в частных науках, проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема – это вопрос, являющийся органической частью поисковой познавательной ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур, законов…. Это знание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию.″

″Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: 1) онтологическую; 2) антропологическую; 3) аксиологическую; 4) гносеологическую; 5) праксеологическую. Интегратором … всех проблем выступает основной вопрос философии.″