logo
otvety_lecha

Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.

Онтология (от греч. ontos – бытие и logos - учение) – учение о бытии: в классической философии – учение о бытии как таковом, выступающее … базовым компонентом философской системы; в современной неклассической философии – интерпретации способов бытия с нефиксированным статусом. … В эволюции классической О. могут быть выделены два вектора. … С одной стороны, О. … как метафизика … разворачивается в плоскости трансцендентализма…. С другой стороны, … развивается её трактовка как философии природы, … и ориентированная на получение … знаний о природе, исходя из неё самой.″1

Категории: бытие, небытие, ничто, субстанция, материя, дух, мир

Гносеология (от греч. gnosis – познание и logos - учение) – учение о познании″2, ″дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания…. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и её критерия, проблема форм и методов познания и т.д.″3

Категории: разум, интуиция, вера, познание, смысл, знание, незнание

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos - учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивацию человеческой жизни, деятельности, и конкретным деяниям и поступкам.″4

Категории: ценность, добро и зло, мораль, нравственность, этика

Праксиология (греч. praxsis - действие) – философская концепция деятельности…. Программа праксиологии … призвана синтезировать идущие от нужд практической деятельности работника в области (научной) организации труда, интерпретируя …их общие схемы и принципы, разработанные в методологии и логике науки.″5

Философская антропология – … вовлекает в сферу исследования все слои душевно-духовной жизни [психики] человека …, занимается поисками … оснований человеческой жизнедеятельности, культуры, … социальных институтов. … Для представителей этого направления определение человека никогда не может быть завершенным, т.к. незавершенным … остается само существование человека.″1