Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
″Детерминизм – это учение о всеобщей обусловленности природных, социальных и психических явлений. Можно определять детерминизм и несколько иначе – как учение о зависимости вещей, событий, состояний от тех факторов, которыми они определены в своем существовании и изменении, которые ответственны за характеризующие их признаки. … Конечно, категория «причинность» важна для раскрытия понятия «детерминизм»; без неё невозможно уяснить смысл детерминизма, любых его типов и сторон. Однако относительно самостоятельными … являются другие детерминистские категории: «случайность», «вероятность», «свобода», «целесообразность» и др. Так что помимо причинной детерминации существует также непричинная детерминация, различные её формы….″ ″В детерминизме … имеются разные подходы и течения: это фаталистический детерминизм, диалектический детерминизм, индетерминизм.″ ″При первом подходе в объективном бытии абсолютизируется необходимость и недооценивается (или игнорируется вовсе) случайность. В качестве примера можно привести представление о характере связей в мире у … П. Гольбаха. … С точки зрения тех, кто разделяет эту установку, существует предопределение, рок, и отсутствует свобода воли человека. …Противоположностью фатализма является индетерминизм. Он отвергает полностью или частично причинность, закономерность, разделяет положение о том, что все в мире хаотично. Можно принять такое определение понятия «индетерминизм»: это есть учение о том, что имеются состояния и события, для которых причина не существует или не может быть указана…; индетерминизм трактует волю человека как автономную силу и утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения. Баденская школа неокантианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и отрицала его применимость к «наукам о духе» (В. Виндельбандт, Г. Риккерт). Неопозитивизм и прагматизм пытаются ограничить детерминизм только логической сферой.
Иногда термин «индетерминизм» применяется для обозначения немеханической (например, вероятностной) детерминации, существенно отличающейся от однозначного механического детерминизма.″ ″Индетерминизм в этом случае – а антипод детерминизма, а лишь его вид, который исключает фатализм и признает вероятность, неопределенность и свободу, основанные на необходимости и причинности.″ ″Именно в этом смысле говорят о «детерминированных процессах», «детерминированных механизмах» … и т.д. Во всех этих случаях имеются в виду процессы, поддающиеся строго однозначному определению и предсказанию. Наличие же в поведении систем, объектов и механизмов элементов вероятности, неопределенности квалифицируется как отсутствие детерминизма («индетерминизм» в техническом смысле слова). Здесь … мы … имеем диалектический детерминизм.″
″Причина … определяется как взаимодействие тел или элементов, вызывающее соответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах или порождающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие – результат взаимодействия.″
″Подобно движению, пространству, времени, отражению, системность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, её атрибут…, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. … Неоформленность изменений в одном каком-либо отношении оказывается упорядоченностью в другом. Организованность присуща материи в любых её пространственно-временных масштабах. … Структурность – это внутренняя расчлененность материального бытия. И сколь бы широк ни был диапазон мировидения науки, он постоянно связан с обнаружением все новых и новых структурных образований.″ ″Речь идет … о системности Вселенной, устанавливаемой средствами современной астрофизики.″ ″Возможна … разная степень структурированности каких-то сфер и масштабов Вселенной и принятие за «бесструктурность» слабо выраженной структурности…., в целом неорганическая природа есть самоорганизующаяся система, состоящая из развивающихся и взаимосвязанных систем различного уровня организации, не имеющая начала и конца. Материя бесконечна структурно и в масштабах микромира. Ныне все больше подтверждений получает кварковая модель структуры андронов, что ведет к преодолению представления о бесструктурности элементарных частиц (протонов, нейтронов … и др.).″ ″Бесструктурной материи нет.″ ″Структурное многообразие, т.е. системность, является способом существования материи. … [А] система – комплекс взаимодействующих элементов…, без какого-либо … элемента система не существует. … Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения. … Структура – это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами.″
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека