Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
″Для философии вопрос о природе познания и формах его проявления является фундаментальным и традиционным. … Познание мира – … вид мыследеятельности человечества. Уже само стремление к познанию и пониманию природы, общества и человека свидетельствует о человеческой способности и потребности жить по-новому. Поэтому познание и остается актуальнейшей проблемой философии, которая считает: есть бытие, и есть разум, познающий это бытие, и между ними нет посредников. … В силу этого самостоятельным разделом философии стало учение о познании – гносеология.″9 ″Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным … отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем, как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и её критерия, проблема форм и методов познания и др.″10
″Субъект и объект … - фундаментальные категории философии. Субъект – носитель субстанциональных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно, объект – то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности. … В античной философии понятие субъекта преимущественно использовалось как одно из обозначений материальной субстанции, субстрата, объект соотносился с конкретным … предметом. … Деркартовское ″мыслю, следовательно, существую″ в качестве … начала бытия провозгласило … рациональное мышление. … При этом объект задан через представление, в контексте которого субъект наделяется … полномочиями ″ставить перед собой″ те феномены бытия, которые он считает … истинными и которые могут выступать отправными точками для последующего философского или научного анализа. Особый онтологический и гносеологический статус субъекта в новоевропейской философии, тем не менее, был сопряжен с рядом парадоксов, обусловленным пониманием субъекта как конкретного эмпирического начала. Если человеческий разум субстанционален по отношению к эмпирической действительности, а человек как носитель разума – всего лишь её отдельный фрагмент, то где же искать критерии его истинности? Если же разум, так же, как и сам человек, производен от опыта, то каким образом можно объяснить его всеобщий характер и тождество познающей личности (единство субъекта и объекта в самосознании)? Попытку решения этих вопросов предпринял Кант, введя понятие ″трансцендентального субъекта″, воплощающего в себе чистые, внеопытные формы познания и обуславливающие содержание знания отдельных эмпирических субъектов. При этом трансцендентальный субъект изначально задан как единство апперцепции (самосознание), где тождество субъекта и объекта обуславливает одновременно и его творческие возможности в познании, в общезначимость диктуемых им истин. Проблему субъекта и объекта по-новому рассматривал Гегель, который показал их культурно-историческую динамику, их процессуальность и взаимозависимость в познавательной деятельности. Основной лейтмотив неклассической философии связан с акцентировкой творческого статуса субъекта, детерминирующего соответствующие структуры объективной действительности. … В марксизме понятие субъекта предполагает, прежде всего, социально-исторического субъекта практической деятельности, которая опосредует его отношения с объективной реальностью…. Для феноменологической традиции субъект выступает как ″чистое сознание″…, интенциональные установки которого вносят индивидуальный смысл в бытие объектов. И, наконец, своеобразие субъекта познания в неклассической философии связано с представлением о его детерминированности целым рядом внерациональных … факторов (например, идеологии, языка, бессознательного). … Провозглашая ″смерть субъекта″, постструктурализм характеризует его не сколько как творца, сколько как комбинатора отдельных объективных элементов, растворяющего себя в контексте его процессов и соединений.″1
″Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном и в объективном отношении, и на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными″2. ″Мнение – описание проблем или явлений, предложенное как возможное, причем его доказательность для других … отсутствует или не считается исчерпывающей.″3 ″Вера - … феномен индивидуального и массового сознания, включающий в себя такие аспекты, как гносеологический (принятие в качестве истинного тезиса, не доказанного с достоверностью или принципиально недоказуемого), психологический (осознание и переживание содержания данного тезиса в качестве ценности, решимость придерживаться его вопреки жизненным обстоятельствам и сомнениям.... вплоть до самоотречения…) и религиозный (при отнесении содержания объекта веры к сфере сверхъестественного).″4
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека