Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
″Сама философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом [т.е. миропонимания] и на отношение человека к этому миру [т.е. мировосприятия]. В одном ряду с философией находятся другие формы мировоззрения, мифологическое, религиозное, художественное, натуралистское, обыденное. … Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что … имеет … категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии … на весь единый совокупный опыт развития человечества.″2 ″Философия дает людям общий язык, вырабатывает у них единые, общезначимые представления о главных ценностях жизни.″3 ″Философия выступает в двух ипостасях: как информация о мире и отношении человека к этому миру и как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.″4 Поэтому две группы функций философии: мировоззренческая и методологическая. Вот ″мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительно-информационная. … Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций…: эвристическую, координирующую, интегрирующую и логико-гносеологическую.″5
″Каждый специалист должен развивать критичный склад ума, вырабатывать свою философию, соответствующую сложившемуся образу жизни и мысли. В ней он как в зеркале увидит себя…. Философия, будучи сердцевиной всех естественных и гуманитарных наук, возбуждает неподдельный интерес у специалистов к познанию мира, своего места и роли в нем. Она становится стимулом для творческой человеческой жизни и деятельности.″6 ″Согласно … Пифагору, философия, будучи любовью к мудрости, подвигает человека … стать истинно человеком — специалистом, гражданином … т.д. Такое постижение необходимо и медикам, ибо они являются проповедниками здорового образа жизни и искусными мастерами, способными делать жизнь людей правильной, счастливой, т.е. здоровой.″7 ″Без философии как критического импульса духовной культуры невозможно понять сущность мудрости. … Она необходима для развития менталитета медиков, ибо позволяет наполнить их самосознание стратегическим мышлением лучших умов человечества, но главное — поднять мышление на тот уровень, когда оно станет нравственным компонентом в профессиональной деятельности медика.″8
Вопрос \5. Проблема бытия в философии
″Если в общепринятом понимании бытие означает абсолютно все, что существует, то в философии, кроме того, ещё и проблематичность всего, что ныне есть, что существует само по себе независимо ни от кого и ни от чего.″i ″С помощью категории «бытие» человек осмысливает вечное, неизменное, самобытное и самодостаточное. Эта категория позволяет человеку понять и оценить собственную жизнь в мире и обществе, раскрыть меру потенциальных возможностей. Бытие – центральная категория в истории философской мысли. У Парменида «бытие – это то, что есть», у Платона «бытие есть соучастие идей», у Аристотеля «бытие есть присутствие». Кант в бытии усматривает полагание, а Гегель – абсолютную идею…. Материальное бытие обычно называют сущностью, а идеальное – существованием.″ii ″Философия … ставит целью … нахождение подлинного (в отличие от кажимого) Б. и его осмысление (или участие в нём). … Парменид … выделяет основные характеристики Б. – целостность, истинность, благость и красоту – и манифестирует единство мысли и Б. (и – не-мысли и небытия). Разделение (точнее - удвоение) мира у Платона на мир идей (мир истины) и на действительность (мир подобий) является началом европейской метафизики, ... анализ Б. у Аристотеля (… он выделяет уровни – возможное и действительное Б.) ″iii не менее ценен.
″Ничто – отсутствие или даже небытие чего-либо, выражаемое в языке при помощи отрицания. … Иудейско-христианская космогония [учит], что Бог создал мир из ничего; Платон и Плотин рассматривает материю как неистинно сущее … («ничто»). В индийской философии [буддизме] … говорится о переходе бытия в ничто. В философии Гегеля, бытие и ничто, как чистые абстракции, тождественны по содержанию. … Сторонники экзистенциализма утверждают, что «ничто» обнаруживается лишь благодаря страху … перед всем тем, чем … является «ничто».″iv
″Реальность – вещественность, онтологическое бытие-в-себе…. В отличие от действительности в реальности можно различит возможность и необходимость, … в действительности они совпадают. Реальность … приписывается всему тому, что … является преходящим.″v ″Субстанция … – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует само по себе и в самом себе″vi. А ″словом ″природа″ обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком.″vii ″Материя … – философская категория, которая в материалистической традиции … обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).″viii ″Время – форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире…. Объективное время, измеряемое отрезками пути небесных тел, нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени.″ix ″Пространство – то, что является общим всем переживаниям, возникающим благодаря органам чувств.″x ″Сущее – многообразие, в котором бытие является идентичным. … Сущее … не идентично данному, т.к. охватывает также неданное.″xi ″Сущность и явление – … категории, обозначающие: С. – совокупность существенных свойств и качеств вещи…; Я. – чувственно воспринимаемую характеристику вещи, выражение наличия сенсорно не заданной С.″xii ″Экзистенция (существование…) – … категория, используемая для обозначения конкретного бытия. … В современной философии категорией ″Э.″ … обозначают человеческое существование в его … специфичности….″xiii
″Содержание – 1) … есть то, что наполняет форму и из чего она осуществляется. Содержание понятия, в противоположность его объему, есть совокупность его признаков….″xiv ″Форма - … внешнее очертание, наружный вид предмета, внешнее выражение какого-либо содержания, а также и внутреннее строение, структура, определенный и определяющий порядок предмета или порядок протекания процесса в отличие от его ″аморфного″ материала (материи), содержания или содержимого.″xv
″Предмет – вещь, … всякое сущее, которое … выступает как ограниченное и в себе завершенное.″xvi ″Свойство – то, что присуще какому-либо предмету, что составляет его конкретное существование. Есть существенные свойства, без которых предмет существовать не может, и несущественные свойства, без которых существование … возможно.″xvii ″Качество свойство, специфика ″как″ и ″что″ вещи….″1 ″Количество - … числовая определенность.″2 ″Порядок – ясная и четкая организация какой-либо сферы действительности.″3 ″Хаос - … беспорядочное, бесформенное состояние вещей″4.
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека