logo search
malyshu_var-t_2

10. Классификация методов социально-психологических исследований.

Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области социальной психологии, к «психологии воздействия».Среди методов исследования различают методы сбора информации и методы ее обработки. Методы обработки данных часто не выделяются в специальный блок, поскольку большинство из них не являются

специфичными для социально-психологического исследования.

Основные методы сбора информаци: наблюдение, эксперимент (лабораторный, естественный).

1) Наблюдение - «старый» метод социальной психологии. Главная проблема - обеспечить фиксацию каких-то определенных классов характеристик, чтобы «прочтение» протокола наблюдения было понятно и другому исследователю. Виды: а) сплошное – выборочное б) выключенное – отстраненное в) житейское – научное.

2) Эксперимент — один из основных методов исследования в социальной психологии. Различают два основных вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода, например: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. (Н>Э)

Вспомогательные методы сбора информаци:

1) опросные методы: а) М устного опроса (беседа, интервью, устный опрос) Опросы — распространенный прием в социально-психологических исследованиях. Обычно критические замечания по этому методу выражаются в недоумении по поводу того, как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Среди видов опросов наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты. Главные методологические проблемы заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения.

б) Методы письменного опроса (анкетирование, тестирование) Тест это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами.

3) Социометрия - диагностический метод, служащий для анализа - межличностных отношений в малых группах. При его проведении перед каждым членом группы ставится вопрос, при ответе на который производит последовательный выбор и ранжирование других членов группы. Обычно в качестве подобного вопроса выступает вопрос о членах группы, предпочитаемых в тех или иных ситуациях.

4) Метод экспертных оценок - Метод экспертных оценок представляет собой процедуру, позволяющую группе экспертов приходить к согласию. Эксперты, т.е. компетентные специалисты, практикующие в самых разных, но взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы. Они записывают также свои мнения о ней. Каждый эксперт получает затем свод ответов других экспертов, его просят заново рассмотреть свой прогноз и, если он не совпадает с прогнозами других, просят объяснить, почему это так. Процедура повторяется обычно три или четыре раза, пока эксперты не приходят к единому мнению.

5) Групповая оценка личности - отражает общественное мнение о человеке как о члене коллектива. ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений о человеке. Оценивающие должны находиться с оцениваемым человеком в отношениях личного взаимодействия. Кроме того, желательно, чтобы экспертная группа состояла из людей, занимающих разное положение в официальной и неофициальной структуре коллектива.

6) Метод изучения документов - имеет большое значение, поскольку при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Особая проблема возникает в связи с тем, что интерпретирует документ исследователь, человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными психологическими особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.

7) Метод контент-анализа есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации.

8) Метод биполярных профилей - использование набора биполярных шкал, где полюса представлены антонимами, в качестве которых чаще всего фигурируют прилагательные (например, быстрый медленный, сильный слабый). При помощи этого метода испытуемым могут оцениваться понятия, социальные установки и стереотипы. Но основные выводы делаются в отношении его самого.

Обучающее-диагностические методы (используются и как обучающие и как диагностирующие) (Активные методы обучения).

Мозговой штурм (группа принимает решение за определенное время)

Групповая дискуссия (без ограничения времени)

Case-метод [case-случай]. Метод анализа конкретной ситуации. Как индивидуальный, так и групповой вариант. Человеку или группе предлагается профессиональная конфликтная ситуация. Необходимо проанализировать ее, сделать соответствующие выводы.

Ролевые игры.

Деловые игры (сюжет - профессиональная ситуация).

Социально-психологический тренинг. Метод групповой работы, включающий в себя все активные методы обучения. СПТ проводит тренер с определенными обязанностями.