logo search
книга семьеведенье Дивицына

4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.

  • Состояние современной демографической ситуации в стране нашло свое отражение и в Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г., одобренной распо­ряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. (№1270-р).

  • Согласно данной Концепции целями демографического разви­тия РФ являются стабилизация численности населения и форми­рование предпосылок к последующему демографическому росту.

  • Задачами демографического развития РФ являются:

  • в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

    • увеличение ожидаемой продолжительности жизни насе­ления;

    • увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни;

    • улучшение репродуктивного здоровья населения;

    • улучшение качества жизни хронически больных и инва­лидов;

    1. в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

    2. • создание предпосылок для повышения рождаемости;

    • всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности;

    • создание условий для самореализации молодежи;

    • обеспечение адресной социальной защиты семьи, вклю­чая предоставление материальной помощи при рожде­нии ребенка;

    1. в области миграции и расселения:

    • регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ;

    • повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономиче­ского развития РФ;

    1. • обеспечение интеграции мигрантов в российское обще­ ство и формирование толерантного к ним отношения.

    2. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

    3. В области укрепления здоровья и увеличения продолжитель­ности жизни населения определены следующие приоритеты:

    • укрепление здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования мероприятий, направленных на профилактику травматизма и отравлений, на борьбу с куре­нием, алкоголизмом и наркоманией, а также путем разви­тия физической культуры и спорта и организации досуга;

    • улучшение репродуктивного здоровья населения путем совершенствования профилактической и лечебно-диа­гностической помощи;

    • улучшение здоровья населения трудоспособного возраста в первую очередь за счет профилактики травма­тизма и отравлений, а также за счет раннего выявления и адекватного лечения болезней системы кровообраще­ния, новообразований и инфекционных болезней;

    • сохранение здоровья пожилых людей, для которых наи­более актуально предупреждение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней.

    1. Для эффективной профилактической работы необходимы объединение и координация действий органов государствен­ной власти всех уровней, общественных объединений, религи­озных и благотворительных организаций по пропаганде здо­рового образа жизни и возрождению системы массового сани­тарно-гигиенического просвещения при активной поддержке прежде всего средств массовой информации. Благотворительные акции и инициативы в этой области могут стать существен­ным резервом в борьбе с факторами преждевременной и пред­отвратимой смертности населения.

    2. Особое внимание должно быть уделено снижению потребле­ния алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом целесообразно сочетание мер фискальной политики, административных ограничений и информационного воздействия. Эти меры должны включать контроль качества алкогольной продукции, ценовую политику, ориентирующую население на ограничение потреблении алкоголя, а также изменение правил продажи алкогольных напитков и действенный контроль за их рекламированием.

    3. В целях улучшения психического здоровья населения необ­ходимо принятие мер по профилактике самоубийств, включая развитие сети телефонов доверия, совершенствование деятель­ности врачей-психиатров, медицинских психологов, психоте­рапевтов и социальных работников.

    4. В области охраны и укрепления здоровья граждан предусма­тривается совершенствование организации и развитие госу­дарственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи, включая исполь­зование высоких медицинских технологий, в том числе в рам­ках федеральных целевых программ.

    5. Для оказания медицинской помощи тяжелобольным город­ским и сельским жителям, включая применение дорогостоя­щих медицинских технологий, необходимо дальнейшее раз­витие и укрепление федеральных медицинских учреждений, областных, краевых и республиканских учреждений здравоох­ранения, а также обеспечение работы в сельских местностях выездных поликлинических бригад, развитие сети реабилита­ционных отделений центральных, районных больниц, а также больниц и отделений медико-социальной помощи.

    6. В целях своевременного выявления заболеваний и эффектив­ного их лечения необходимо повысить роль первичной медико-санитарной помощи, развивать стационарозамещающие тех­нологии, а также провести структурно-экономические преоб­разования в сети учреждений здравоохранения.

    7. Приоритеты демографического развития в области стимулиро­вания рождаемости и укрепления семьи.

    8. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

    • формирование системы общественных и личностных ценностей, ориентированных на семью с двумя детьми и более;

    • повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

    • создание социально-экономических условий, благоприят­ных для рождения, содержания и воспитания несколь­ких детей, включая условия для самореализации моло­дежи, в том числе получение общего и профессиональ­ного образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью соответствую­щими жилищными условиями;

    • обеспечение работникам, имеющим детей, условий, бла­гоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей;

    • повышение воспитательного потенциала семьи;

    • разработка и реализация стратегии развития доступных форм семейного обустройства детей-сирот, в том числе детей-инвалидов.

    1. Обеспечение условий для улучшения материального поло­жения семей предполагает разработку и принятие мер по даль­нейшей стабилизации ситуации на рынке труда, повышение уровня заработной платы.

    2. В целях обеспечения благоприятных условий для укрепле­ния семьи необходимо дальнейшее развитие законодатель­ства, регламентирующего трудовые отношения, а также совер­шенствование системы выплат пособий гражданам, имеющим детей, в том числе повышение размеров пособий и обеспечение их адресности. При этом размеры пособий, а также налоговые вычеты должны дифференцироваться с учетом материальных условий семьи и ее социального положения.

    3. Поддержка молодых семей в регионах предполагает улучше­ние их жилищных условий в случае рождения ребенка, выделе­ние безвозмездных субсидий и использование механизма льгот­ного кредитования в зависимости от числа детей в семье.

    4. Приоритеты демографического развития в области миграции и расселения.

    5. В области миграции и расселения определены следующие приоритеты:

    • привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств—участников Содружества Независимых Государств, а также из Литвы, Латвии, Эстонии;

    • создание экономических условий для сокращения эми­грационного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации;

    • проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

    • совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирова­ния миграционных процессов.

    1. Необходимо разработать новые подходы к регулированию имми­грационных потоков, способствующих замещению естествен­ной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характе­ристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации.

    2. Необходимо также обеспечить сохранение численности населе­ния в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, в том числе путем привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе, соз­дания условий для возвращения в Россию эмигрантов, являю­щихся высококвалифицированными специалистами.

    3. Вопросы для самоконтроля

    1. Предмет демографии и демографической политики.

    2. Из истории вопроса.

    1. Демографический кризис в современной России: при­чины и последствия.

    2. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.

    1. Литература

    1. ВалентейД. И., Зверев Н. В. Изучение народонаселения: вопросы методологии. М., 1986

    2. Герасименко К, Корешкан А. О демографической ситу­ации в России//Славянский мир. 4.07.20900 г.

    1. Демографическое будущее России. М., 20Ю1.

    2. Демографический ежегодник России. М., 2001.

    1. Казовский С. Демографическая ситуация в России не улуч­шится, пока идет война//Новые Известия 21.01,2003г.

    2. Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. Бюллетень Минтруда РФ. М„ 2(001. № 10.

    1. Население России. М., 2000. С. 141.

    1. Переведенцев В. Великая, обильная, пустынная//Но­вое время. 5.01.2003 г.

    2. Прохоров Б. Здоровье населения России в прошлом, настоящем и будущем // Проблемы прогнозирования. 2001. № 1.