logo
книга семьеведенье Дивицына

3. Социально-психологические проблемы неполных семей

  • Социально-экономические проблемы присущи не всем непол­ным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем соци­ально-психологические проблемы, присутствующие во внутри-личностной сфере и межличностных отношениях членов непол­ных семей, прежде всего детей.

  • Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после раз­вода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи—это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гипер­опеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхза­нятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно вре­мени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на быв­шего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благо­приятный психологический климат в семье отсутствует.

  • Самая же большая сложность—затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок фор­мирует стереотипы своего восприятия и поведения, руковод­ствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в пер­вую очередь родители.

  • Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический сте­реотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стере­отип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изна­чально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситу­ациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье чело­век далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия рас­падающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родите­лей одного из молодых супругов (или обоих супругов)—их неа­декватная полоролевая социализация.

  • Специфичны проблемы отцовской неполной семьи. Это не вполне традиционная модель, поэтому весь уклад жизни, вклю­чая привычки общественного восприятия, не вполне к ней при­способлены. Кроме того, отец с ребенком (детьми) более «бракоспособен» по сравнению с одинокой матерью, у него больше шансов создать новую семью. Поэтому одной из проблем такой семьи будет строительство отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно с ее детьми).

  • Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспиты­вает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориен­тации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).