logo
книга семьеведенье Дивицына

5. Технология социального обслуживания по­жилых людей

  • Уровень культуры того или иного общества может быть изме­рен его отношением к своим старикам. Дикие племена просто убивали стариков, полудикие или полукультурные проявляли к ним безразличие, культурные—заботу. Азбучной истиной для демократических режимов является охрана прав наиболее уязвимых социальных слоев, к которым принадлежат преста­релые люди. Реальным воплощением этих идей в жизнь зани­маются люди одной из самых гуманных профессий, называ­емой «социальная работа», а они сами именуются «социаль­ными работниками».

  • В Уставе Национальной Ассоциации социальных работни­ков США сказано: «Социальная работа—это профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи отдельным людям или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели».

  • Социальная работа есть общественно-необходимая дея­тельность, являющаяся важнейшим показателем социаль­ной защищенности личности, прав человека, прогресса гума­низма и, вместе с тем, гарантом политической и социальной стабильности общества, так как призвана препятствовать росту маргинальных слоев.

  • В задачи социальной работы включены:

    • адаптация клиентов в обществе;

    • создание условий для самоутверждения представителей «слабых» групп:

    • диагностика социальных и личностных проблем;

    • социальная профилактика;

    • социальная помощь и социальное обеспечение нуждаю­щихся;

    • консультирование социального страхования;

    • социальная реабилитация и терапия;

    • социальный надзор и социальное попечительство;

    • социальное проектирование и экспертиза социальных проектов;

    • посредничество по определенному кругу вопросов между клиентом и различными организациями;

    • реклама и пропаганда подвижничества;

    • инновационная деятельность в области социальной работы.

    1. Задачи, как мы видим, многообразны, а вот цели могут быть сведены к двум основным моментам:

    2. во-первых, организация социальной поддержки и помощи со стороны государства и общества слабым и немощным;

    3. во-вторых, создание условий для проявления собственных способностей, увеличение степени самоконтроля и самоор­ганизации для решения собственных, личностных проблем клиентами.

    4. Важное и значительное место в системе социальной работы отводится патронажу над инвалидами и пенсионерами, орга­низации благотворительности (столовые, приюты, гуманитар­ная помощь).

    5. В России проживает 148 млн человек, из них 35 млн—пен­сионеры, т. е. каждый четвертый. Для поддержки престаре­лых граждан в стране открыты сотни территориальных цен­тров и тысячи отделений социальной помощи.

    6. Организация социальной защиты престарелых строится (или должна строиться) на принципах адресности, гаранти­рованности, комплексного подхода, гибкости форм. В соот­ветствии с этими принципами оказываются различные виды поддержки.

    7. На современном этапе организация помощи пожилым людям, наряду с решением этих традиционных социальных проблем, предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у престаре­лых людей в процессе общения или от одиночества.

    8. Необходимо также учитывать, как пожилые люди будут воспринимать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотноше­ния с окружающими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др.

    9. Следует отметить, что существуют различные категории пожилых людей. Среди них есть люди:

    10. — не нуждающиеся в помощи;

    • частично утратившие трудоспособность;

    • нуждающиеся в обслуживании;

    • требующие постоянного ухода и т. д.

    1. В технологии социального обслуживания населения Россий­ской Федерации выделяются три основных направления соци­альной защиты пожилых людей:

    1. пенсионное обеспечение;

    2. система льгот и преимуществ пожилым людям;

    3. социальное обслуживание пожилых людей в стандарт­ных и нестандартных условиях.

    1. Как правило, программы социальной помощи, реабилита­ции, коррекции разрабатываются в зависимости от прина­длежности к той или иной категории пожилых людей. С этим же связано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

    2. Помощь пожилым осуществляют органы социальной защиты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки. предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслуживание осуществляется по решению органов соци­альной защиты населения в подведомственных им учреж­дениях либо по договорам, заключаемым органами социаль­ной защиты с учреждением социального обслуживания иных форм собственности.

    3. Функцию социальной защиты и помощи выполняют и сле­дующие учреждения:

    • дома-интернаты;

    • отделения дневного и ночного пребывания;

    • специальные дома для одиноких престарелых;

    • больницы и отделения для хронических больных;

    • стационары различного типа;

    • территориальные центры социального обслуживания;

    • отделения социальной помощи на дому;

    • геронтологические центры;

    • территориальные центры социального обслуживания населения.

    1. Центр социального обслуживания является учреждением социальной защиты населения, осуществляющим на террито­рии города или района организационную и практическую дея­тельность по оказанию различных видов социальной помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населе­ния, нуждающимся в социальной поддержке. Центры социаль­ного обслуживания могут иметь в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделения дневного пребывания престарелых и инвалидов, соци­альной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имею­щихся возможностей. Такие центры оказывают комплексную социальную помощь разных видов: психологическую, юридиче­скую, реабилитационную, социально-педагогическую, медико-социальную, профилактическую и т. д.

    2. Особое место в социальной работе занимает организация помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам. Эта служба, прежде всего, насколько возможно скрашивает жизнь самим обездоленным, в сложившихся условиях лишенных самого необходимого—человеческого общения. Служба помощи, ее работники только тем, что они систематически навещают одиноких, чаще всего малоподвижных людей, в какой-то мере, избавляют их от вынужденного одиночества.

    3. Не менее важно, что социальные работники предлагают подопечным широкий набор услуг. Согласно Положения о цен­тре социального обслуживания к таким услугам относятся:

    • доставка на дом продуктов питания из магазина, с рынка;

    • доставка горячих обедов из столовых, необходимых това­ров и лекарств, гуманитарной помощи;

    • оформление различных коммунальных и других плате­жей;

    • сдача в ремонт различных вещей.

    1. По поручению подопечного социальный работник свяжется при необходимости с нотариусом, вызовет врача, получит зака­занную ортопедическую обувь, поможет написать письмо род­ственникам, оформить необходимые документы (в том числе и для помещения в дом-интернат], пригласит мастеров по ремонту квартиры или какой-нибудь аппаратуры (телевизор, стиральная машина и тому подобное). Некоторые территори­альные центры расширяют рамки и этого довольно широкого круга услуг.

    2. Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдель­ные виды услуг, не связанные с первонеобходимыми потреб­ностями, оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.

    3. Средства, поступающие за обслуживание, зачисляются на счета центров и направляются на их развитие. Они являются значительным подспорьем в связи с острейшим дефицитом денежных средств в местных бюджетах. За счет этих поступле­ний приобретается спецодежда, обувь для социальных работ­ников, в сельских районах велосипеды, часть средств направ­ляется на премирование работников.

    4. После создания служб социальной помощи резко сократи­лись очереди для поступления в дома-интернаты среди нетру­доспособных граждан, лишенных возможности к самообслужи­ванию, нуждающихся в посторонней помощи и уходе. Теперь эти люди могут проживать у себя дома, в привычных условиях, сохраняя свой стиль жизни. Это сохраняет не только их пси­хику, но порой и продлевает жизнь.

    5. Центры социального обслуживания входят в систему соци­альной защиты населения совместно с поликлиниками, вете­ранскими организациями, обществами инвалидов. Они не ждут, когда к ним обратятся за помощью, напротив, они сами идут и определяют тех, кто нуждается в их поддержке.

    6. Для малоимущих организуется бесплатное и льготное питание в столовых, кафе. Оплачивают обеды общественные фонды, част­ные и государственные предприятия. Дело не только в оплате, одинокому человеку, да еще и пожилому, трудно и невмоготу возиться с готовкой для себя одного. Встречи пенсионеров во время обедов становятся своеобразными клубами, частично разрешают проблему дефицита общения.

    7. Для пенсионеров, которые временно не могут обслуживать себя сами и нуждаются в медицинском присмотре, в район­ных и сельских больницах открываются социальные палаты, некоторые из них перерастают в геронтологические палаты. В таких палатах пенсионеры проводят по несколько месяцев, подлечившись—возвращаются домой.

    8. Во многих центрах социального обслуживания созданы стационарные отделения. Формы работы стационара близки к деятельности домов-интернатов, но пребывание здесь вре­менное (от одной недели до трех месяцев). Такая форма обслу­живания особенно притягательна для тех пожилых людей, которые временно утратили способность к самообслужива­нию, но не хотят покинуть по-своему уютный дом. Пребывание в этих отделениях не грозит психологическим дискомфортом, довольно часто возникающим при помещении пожилого чело­века в дом-интернат.

    9. Другая форма работы — отделения дневного пребыва­ния. Смысл таких отделений в том, чтобы помочь пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. В таких отделениях сотрудники стараются создать хотя бы подобие домашней обстановки, в которой приятно общаться с преж­ними знакомыми и заводить новые знакомства. Здесь же можно получить доврачебную помощь, оздоровительные про­цедуры, бесплатное или льготное питание. В таких отделе­ниях организуются различные виды посильного труда, где можно и подработать шитьем, ремеслом, рукоделием... Можно снова ощутить свою полезность. Клиенты дневного отделе­ния совместно отмечают праздники, дни рождения, в итоге и старость и одиночество уже не выглядят столь грустными, как прежде. В штате отделения, как правило, имеется меди­цинская сестра, которая навестит заболевших, вызовет врача, выполнит его назначения.

    10. Бывшее министерство соцзащиты провело в десяти городах России анкетирование пациентов дневных отделений с вопро­сом: что привлекает их посещать такое отделение? 74% отве­тили: желание общаться, совместно проводить время, уча­ствовать в праздничных мероприятиях. Последнее особенно понятно, никогда человек не чувствует себя столь одиноким, как в праздник, если он в такой день заперт в четырех стенах и ему некому сказать и не от кого услышать: «Поздравляю». 26% признались, что для них главным мотивом является желание получить бесплатный обед, 29% порадовались возможности избавить себя от процесса приготовления пищи.

    11. Центры организуют работу с пенсионерами по месту житель­ства, создавая различные клубы по интересам. Эти объеди­нения носят как правило названия с претензией на поэтич­ность: «Серебряная ниточка», «Фронтовичка», «Кому за 60», «Поздняя радость», 'Под знаком Зодиака». Это направление работы привлекает значительное число пенсионеров и не только тех, кто одиноки, в них с удовольствием участвуют и семей­ные пары. Пусть это не будет нескромностью, но немало слу­чаев, когда именно в этих клубах иные люди обретают свое позднее счастье.

    12. В системе стационарных учреждений РФ относительно новым элементом являются специальные дома для постоянного про­живания одиноких пожилых людей и супружеских пар, сохра­нивших полную или частичную способность к самообслужива­нию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей,

    1. Примерное Положение о специальном доме для таких пен­сионеров (от 7 апреля 1994 г.)' перечисляет его функции:

    • обеспечение благоприятных условий для проживания и самообслуживания;

    • предоставление проживающим престарелым гражданам постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;

    • создание условий для поддержания активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

    1. Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживаю­щего контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухком­натных квартир, включает в себя комплекс служб социально-бытового назначения: медицинский кабинет, библиотеку и поме­щение для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на продовольственные товары, сдачи вещей в прачечную и хим­чистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

    2. Специальный дом оснащается средствами малой механиза­ции, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действо­вать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со всеми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

    3. Медицинское обслуживание граждан осуществляется меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений.

    4. На основе действующего законодательства гражданам, про­живающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном раз­мере. Они имеют право на первоочередное направление в стаци­онарные учреждения органов социальной защиты населения.

    5. Организация специальных домов для одиноких престаре­лых и пожилых супружеских пар является одним из перспек­тивных путей решения целого комплекса социальных проблем пенсионеров и пожилых граждан.

    6. В современных условиях становится все более очевидным, что необходимо каким-то образом заставить недвижимость, имеющуюся у одиноких стариков, «работать» на пользу вла­дельцев, одновременно оградив их от посягательств недобро­совестных и криминальных элементов не только на жилье, но и на жизнь стариков.

    7. У москвичей более богатый опыт такой деятельности. «Правительство Москвы разработало программу договора на пожизненное содержание с иждивением и о передаче жилья в связи с переселением в специальные дома для одиноких пен­сионеров. Программа пожизненного содержания касается соб­ственников квартир> («Деньги», 1996, №21—22).

    8. Программа предусматривает заключение договоров с пенсио­нерами и инвалидами о пожизненном их содержании с иждиве­нием. По сути дела они продают городу в рассрочку свои квар­тиры и продолжают в них жить. В зависимости от возраста пенсионера и размера квартиры им выплачивается от 2,5 до 12,5 минимальных зарплат (или приблизительно от 200 тыс. до 1 млн рублей) в виде компенсации ежемесячно плюс полное социальное обслуживание.

    9. Конечно, главное—обеспечение спокойной и обеспеченной ста­рости. Да и жилой фонд Москвы пополняется за счет квартир, которые пенсионеры отдают в обмен на квартиры в специаль­ном доме, построенном на окраине города. За свои квартиры они тоже получают компенсацию. Если пенсионеры соглашаются на меньшую площадь, то им ежемесячно компенсируется за каждый квадратный метр. Город от этих операций тоже не проигрывает, имея возможность предоставлять квартиры очередникам.

    10. Вопросы для самоконтроля

    1. Каковы характеристики социально-демографической общности пожилых людей?

    2. Что вы можете сказать о роли семьи в жизни пожи­лого человека?

    3. Какова нормативно-правовая база социальной работы с пожилыми?

    4. Каковы основные направления государственной соци­альной политики в отношении граждан старшего поко­ления?

    5. Выясните свое мнение по поводу совместного прожи­вания родителей и детей.

    6. Назовите причины отказа детей от родителей.

    7. Раскройте понятие «семейный уход».

    8. Перечислите типы учреждений социального обслуживания населения.

    1. Литература

    1. Дементьева Н. Ф., Устинова Э. В. Роль и место соци­альных работников в обслуживании инвалидов и пожи­лых людей. Тюмень, 1995.

    2. Дмитриев А. В. Социальные проблемы людей пожи­лого возраста. М, 1980.

    3. Пожилые: Словарь-справочник по социальной работе. М., 1997.

    4. Социальная геронтология / Под общ. ред. Р. С. Яцемирской. М.,1998.

    5. Социальная работа с пожилыми людьми. Настольная книга специалиста по социальной работе. М., 1996.

    6. Социология: Учебник для вузов. М., 2002.

    7. Старость: Популярный справочник/Под ред. Л. И. Пет­ровской. М., 1996.

    8. Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людь­ми. М., 2002.