logo
книга семьеведенье Дивицына

2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук

Методологической базой семьеведения является теория о свободе, равенстве и достоинстве. Идеология благополучия семьи, укрепления и развития семейного образа жизни, рав­ных возможностей для развития личности, приоритет инте­ресов ребенка.

Семьеведение как учение носит теоретико-прикладной харак­тер и осуществляется на междисциплинарной основе с исполь­зованием различных отраслей человеческого знания.

Теоретический и практический интерес к проблеме семьи будет существовать до тех пор, пока существует человеческое сообщество. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития.

Семья является предметом исследования многих обществен­ных наук, таких как философия, история, этнография, социо­логия, демография, психология и семьеведение. Каждая из этих наук стремится дать свое определение семьи и поэтому выра­батывает свои подходы к изучению данной проблемы.

Социология и философия рассматривают семью с точки зрения ее места в обществе, сущности и значении ее социальных функ­ций. Крупным, специалистом по проблемам социологии семьи, профессором МГУ Антоновым А.И. в основу определения семьи положен принцип триединого отношения супружества —родительства — родства. В его работах семья дифинировалась как «основанное на частной собственности и общесемейной деятельности объединение людей, связанных отношениями родительства—супружества—родства, приводящим в соответствие удовлетворение личных потребностей и выполнение, социальных функций по рождению, содержанию и социализации детей».

Психология при изучении семьи как социально-психологиче­ской группы акцент делает на межличностных отношениях ее членов, на их взаимодействиях в различных социальных и семей­ных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как малой группы. При этом семья тракту­ется как соответствующая нормам и ценностям данного общества социальная группа, объединенная формируемой в совместной деятельности совокупностью межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям, которые проявляются в любви, привязанности, интимности.

В демографических исследованиях семья рассматривается как группа совместно проживающих лиц, объединенных род­ством и общим бюджетом. Именно такое определение принято Госкомстатом России на основе рекомендаций ООН и применяется при переписи населения.

Экономика изучает потребительские аспекты семьи и ее уча­стие в производстве материальных благ и услуг.

Этнография - особенности уклада жизни и быта семей с различными этническими характеристиками.

Демография рассматривает роль семьи в процессе воспро­изводства населения.

Педагогика - воспитательные возможности семьи.

В социальной работе сучьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой ' объединены совместным проживанием и ведением домаш­него хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обя­занностями по отношению друг к другу. Семью определяют как социальный институт, в рамках которого осуществляется основная повседневная жизнь людей: сексуальные отноше­ния, деторождение и первичная социализация детей, значи­тельная часть бытового ухода, образовательного и медицин­ского обслуживания.

Семья есть социальная группа, в которой мужчины и жен­щины удовлетворяют естественные половые и иные (духовные, этические, эстетические) потребности и обеспечивают воспроизводство общества путем рождения потомства. Тем самым, семья как бы вплетена в коренные основы жизнедея­тельности и образует базовые предусловия функционирования социума путем физического и социокультурного замещения поколений. Реализация функций семьи представляет собой результат социальных процессов, происходящих в обществе. Семья представляет собой сложное социальное образова­ние и потому многозначное: с одной стороны, понятие соци­ального института раскрывает значение семьи в широкой социальной перспективе во взаимосвязи с другими соци­альными институтами и с социальными процессами изме­нения, развития, модернизации; с другой стороны, понима­ние семьи как малой социальной группы сосредоточено на закономерностях становления, функционирования и раз­вития семьи как автономной целостности. Отсюда ее зави­симость от общественного строя существующих экономи­ческих, политических, религиозных отношений и одновре­менно относительная самостоятельность. Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явлении, сочетаю­щем в себе черты социального института и малой группы.