2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
В семейной политике государств Европы и Северной Америки целесообразно, на наш взгляд, выделить несколько направлений, отличающихся своей значимостью. Это, прежде всего, помощь семьям с детьми. Данное направление социальной работы приобретает особую важность в условиях ухудшающейся демографической ситуации в ряде отмеченных стран. Следующей сферой, привлекающей повышенное внимание государства и общества, является поддержка материнства. Кроме того, значительные усилия в странах Европы, в США, Канаде прилагаются к обеспечению прочной материальной базы семей, оздоровлению психологического климата в них, повышению психического здоровья отдельных членов семьи и т. д. Решением всех перечисленных проблем занимаются не только государственные учреждения, но и общественные организации, аккумулирующие усилия отдельных граждан.
Одной из важнейших задач зарубежных систем социальной защиты является поддержка семей с детьми. Как уже отмечалось, подобный вид помощи призван не только снизить остроту проблем, встающих перед брачным союзом после рождения ребенка, но и стимулировать рождаемость. В качестве материальной помощи в данном случае выступают различные пособия. Среди них наиболее распространенными являются единовременные пособия в связи с рождением ребенка, оплата отпуска по уходу за малолетними детьми, ежемесячные пособия на детей, выплачиваемые вплоть до достижения ими определенного возраста. Специалисты отмечают, что для многих развитых западных стран единовременные пособия в связи с рождением ребенка не характерны. Однако в тех странах, которые практикуют данный вид помощи семье, пособия достигают весьма значительных размеров. Во Франции, например, такие выплаты составляют 260% основной заработной платы на каждого ребенка из первых двух детей и 717% на каждого последующего ребенка,
Как отмечается в статье Л. Зубченко «Социальная поддержка семей в Бельгии», здесь единовременное пособие при рождении первого ребенка составляет более 33,2 тыс. франков, второго и каждого последующего—около 25 тыс. франков. Данное пособие может быть выплачено уже за два месяца до вероятной даты рождения ребенка. Для этого будущей матери, как и во Франции, необходимо пройти медосмотр. Исследователь проблемы Т. В. Жилкина утверждает, что столь значительные размеры единовременных пособий в Бельгии и Франции позволяют рассматривать их как своеобразную премию родителям за рождение ребенка. Таким образом, данный вид помощи призван повысить уровень рождаемости, он подчеркивает особенности семейной политики отмеченных западноевропейских государств.
Единовременные пособия в связи с рождением ребенка существуют и в странах Восточной Европы. В статье Т.В. Жилкиной «Социальная политика и формы помощи семье: зарубежный опыт» автор обращает внимание на то, что уровень экономического развития этих государств негативно сказывается на эффективности данного вида помощи. В большинстве случаев в странах—данного региона суммы единовременных пособий ниже, чем стоимость необходимого набора товаров для детского приданого. То обстоятельство, что в ряде восточноевропейских стран пособия в связи с рождением ребенка устанавливаются в фиксированной сумме, одинаковой как при рождении первого, так и последующих детей, не способствует улучшению обстановки.
Пособия на рождение ребенка выплачиваются в ряде зарубежных стран не только в денежной форме. Существует также и система обеспечения семей предметами, необходимыми для ухода за детьми. Так в Финляндии родители в качестве единовременного пособия могут получить либо определенную сумму денег, либо комплект приданого, в который входят детская одежда, обувь, предметы, необходимые для ухода за ребенком на первом году его жизни. Опыт финской системы поддержки семьи свидетельствует, что большинство родителей предпочитают не деньги, а приданое. На их выбор оказывает влияние то обстоятельство, что предметы ухода за ребенком в денежном выражении превышают размер единовременного пособия. Такая форма помощи, как приданое, способствует также и развитию семейных потребительских навыков.
Особо следует отметить, что во многих странах непременным условием получения пособия на рождение ребенка является посещение матерью врачебной консультации. Подобная практика распространена в Бельгии, Франции, Финляндии и ряде других государств. Выполнение отмеченного условия способствует повышению з7ровня медико-гигиенических знаний родителей, позволяет снизить риск заболеваний. Немаловажно и то обстоятельство, что советы специалистов в данном случае предоставляются бесплатно.
Кроме разовых выплат, за рубежом существует система регулярных ежемесячных пособий на содержание детей по достижении ими определенного возраста. Как правило, выплата ежемесячных детских пособий прекращается после того, как возраст ребенка превышает 16 лет, или же после получения им образования. Размеры выплат в большинстве случаев зависят от уровня экономического развития той или иной страны. В государствах Восточной Европы в начале 90-х годов отношение ежемесячных детских пособий к заработной плате колебалось от 4 до 10% на одного ребенка, от 10 до 20% на двух и от 15 до 35%—на трех детей.
По сравнению со странами Восточной Европы, в развитых западноевропейских государствах размеры регулярных детских пособий значительно выше. Наиболее крупные суммы пособий выплачиваются в Бельгии, Франции и Нидерландах, причем их величина определяется количеством детей в семье. Например, во Франции размер ежемесячного пособия на второго ребенка составляет 32% основной, или «базовой» заработной платы. Уровень выплат на третьего ребенка достигает 73% «базовой» зарплаты, на четвертого—114%, на пятого—155%, на шестого—196% и на всех последующих—41%. Кроме того, семейным законодательством Франции предусмотрена денежная помощь детям в возрасте от 10 лет, начиная со второго ребенка в семье. В этом случае дополнительное пособие составляет 9% от основной зарплаты на детей 10—15 лет и 16% зарплаты на каждого ребенка старше 15 лет.
В ряде стран регулярные пособия выплачиваются и тем детям, чей возраст превышает 15—16 лет. В Бельгии выплаты детских пособий прекращаются, как правило, тогда, когда возраст молодого человека превышает 18 лет. Однако для тех юношей и девушек, которые проходят профессиональную подготовку, право на получение пособия сохраняется до 21 года. Если же они являются студентами, то могут получать ежемесячные денежные субсидии до 25-летнего возраста. В Бельгии, как и во Франции, действует система дополнительных выплат на детей, достигших определенного возраста. На детей от 6 до 12 лет здесь выплачивается более 850 франков в месяц, на 12—16-летних—свыше 1,4 тыс. франков в месяц. Детям старше 16 лет также начисляются дополнительные пособия: первому ребенку около 1,4 тыс. франков в месяц, всем последующим— около 1,6 тыс. франков в месяц. Любопытной деталью бельгийской системы защиты семьи является дифференциация размеров детских пособий в зависимости от профессионального статуса родителей. Например, сумма ежемесячного пособия на ребенка тех лиц, которые работают по найму, составляет более 2,4 тыс. франков. В то же время на первого ребенка самозанятых (и, следовательно, более обеспеченных) родителей выплачивается лишь чуть более 700 франков.
В западных странах система защиты семьи включает и такие механизмы, как обеспечение детей безработных. Бельгийский вариант данной системы предусматривает начисление детских пособий через семь месяцев после того, как родители получают официальный статус безработных. Пособия и в данном случае дифференцируются в зависимости от былого профессионального статуса. Первый ребенок родителей, работавших по найму, получает около 3,7 тыс. франков в месяц, а первый ребенок безработных, бывших некогда самозанятыми,—только 1,4 тыс. Далее, впрочем, различия стираются, и на второго ребенка обеим категориям семей выплачивается ежемесячно более 5,3 тыс. франков, а на всех последующих—свыше 6 тыс. франков. Приведенные цифры свидетельствуют, что даже в условиях безработицы западноевропейская семья может существовать и воспитывать детей в приемлемых условиях. Отметим также, что в системах социальной защиты семьи некоторых западноевропейских стран существует еще ряд надбавок к детским пособиям. Так, во Франции ежегодно вводятся дополнения к пособиям, соответствующие росту цен. Это делается для повышения покупательной способности семей с низкими доходами. Однако имеют место и прямо противоположные явления, когда размеры выплат на детей уменьшаются после того, как доходы семьи превышают допустимые пределы. В ФРГ ежемесячные детские пособия составляют: на первого ребенка—50 марок, второго—130, третьего—220, четвертого и всех последующих—240 марок в месяц. Но если годовой доход германской семьи превышает ежегодно коррелируемый потолок доходов, то размер пособия сокращается до 70 марок на второго ребенка и до 140 марок на всех последующих детей ежемесячно. Адресность помощи увеличивает ее эффективность. Средства, удерживаемые из пособий обеспеченных семей, употребляются на поддержку семей с низкими доходами.
Система защиты детства за рубежом не ограничивается лишь выплатами пособий. Она также включает в себя многообразные льготы—дешевые билеты для пользования общественным транспортом, талоны на питание, бесплатные или со скидкой школьные завтраки и т. д. Кроме того, в ряде зарубежных стран семьям предоставляются налоговые льготы. В этом случае определенная часть доходов семьи, которая расходуется на воспитание ребенка, не облагается налогами. Как отмечает Л. Зубченко в своей статье «Социальная поддержка семей в Бельгии», здесь сумма доходов, освобождаемых от налогов, зависит от числа детей в семье. На одного ребенка необлагаемый доход составляет 35 тыс. франков в год, сумма такого дохода на второго ребенка увеличивается дополнительно на 55 тыс. франков, на третьего—на 112,5 тыс. франков, на четвертого и каждого последующего—на 125 тыс. франков в год. Особым направлением семейной политики является поддержка семей с детьми-инвалидами. Материальная помощь таким семьям осуществляется в форме пособий. Например, бельгийская система защиты семьи предоставляет дополнительные пособия на детей, страдающих физическими или психическими расстройствами. Размеры этих пособий зависят от группы инвалидности и колеблются от 11 до 12 тыс. франков в месяц. Кроме материальной поддержки, существуют иные виды помощи отмеченной категории семей. Это многочисленные формы реабилитации детей: бытовой, медицинской, спортивной, психологической и т. д. В США, например, действует Реабилитационный закон, которым, в частности, гарантируется право на получение образования для всех детей, находящихся в неблагополучных условиях развития. В целом можно выделить ряд задач, решение которых значительно облегчает положение семей с детьми-инвалидами. Это такие задачи, как:
облегчение тяжелого материального положения семей;
повышение недостаточного уровня медицинской помощи детям-инвалидам;
проведение разъяснительной работы среди населения с целью привлечения внимания общественности к проблемам отмеченной категории семей и т. д.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак»
- В современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей,
- Имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики
- В отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения:
- Принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии
- И странах «третьего мира»