3. История развития общественной мысли о семье
Научное изучение семьи начинается с первой половины XIX в., когда вышла в свет книга швейцарского историка Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право», поразившая всех своей оригинальностью. Бахофен проанализировал классическую литературу древности как исторический источник по истории семьи и одним из первых увидел, что древние мифы отражают исторические изменения во взаимном общественном положении мужчины и женщины. Изыскания Бахофена означали целую революцию во взглядах на семью как неизменный, раз и навсегда установленный божественным промыслом союз. Главное произведение Моргана «Древнее общество» появилось в печати в 1877 г. Морган по праву является основателем науки о семье. Наблюдая общественное устройство американских индейцев, их семейный быт, он создал целую новую отрасль социологии—науку о семье.
Совершенно независимо от Бахофена занимается предысторией семьи английский юрист и историк Джон Фергюсон Мак-Леннан, главное сочинение которого «Первобытный брак» появилось в 1865 г. Мак-Леннан изучал ранние ступени брака на основании точных этнографических факторов из древнего быта греков, кельтов, германцев. Исследования Мак-Леннана подтверждали открытия Бахофена о первоначальном материнском праве.
Вслед за тем выступил Льюис Генри Морган с новым и во многих отношениях решающим материалом. Главное произведение Моргана «Древнее общество» появилось в печати в 1877 г. Морган по праву является основателем науки о семье.
Особое место в его работах занимает концепция моногенизма—единства происхождения человечества, направленная против расистских теорий. Учение Моргана опровергало догматы теологической антропологии о божественном происхождении семьи, единобрачии как единственно возможной и неизменной форме семейных отношений. Морган впервые отнес семью к историческим категориям, выделив несколько последовательно сменивших друг друга форм семейно-брачных отношений—от группового брака до моногамии.
Прошло более ста лет со времени великих открытий Моргана, а идейный спор о происхождении семьи длится до сих пор. Вопрос об исторических формах брака не является отвлеченной, чисто теоретической проблемой. Отношение к нему—своеобразный водораздел между научными и клерикальными представлениями, концепциями происхождения семьи.
Древнейший мир давно исчез, а церковь до сих пор придает анафеме тех, кто не признает библейские предания о происхождении рода человеческого. Между тем ясно, что легенда об Адаме и Еве отражает определенный этап в истории семьи—складывание патриархальных отношений с выраженной подчиненностью женщины главе семьи—мужчине2. Науке уже в XIX в. стало известно, что Библия уходит своими корнями к месопотамским и шумерским мифам и легендам. История семьи до работ Л. Моргана полностью находилась под влиянием Пятикнижия Моисея. Патриархальную семью, подробно изображенную в Библии, безоговорочно считали самой древней и неизменной формой брака, которая воспроизводит из века в век основные нравственные ценности в их вечной сущности. Церковь всегда утверждала, что семья—освещенный Богом союз мужчины и женщины, который не переживал никакого исторического развития.
Исходным моментом социологического изучения семьи является исторический метод, предложенный Л. Морганом, так как семейные отношения с самого начала человеческой истории были включены в ход исторического развития.
Основатель социологии Огюст Конт рассматривал семью с точки зрения социальной статики как универсальное общечеловеческое явление. По его мнению, общество образуется из совокупности семей. Человечество прошло последовательные исторические фазы от семьи, племени, нации до государства.
Семья—это союз, основанный на инстинктах, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других.
Важнейшая функция семьи—передача традиции, которая обеспечивает в обществе социальную преемственность. Благодаря семье прошлое связывается с настоящим и будущим. Семья должна воспитывать понимание зависимости людей от прошлых поколений. Чрезвычайно важно, чтобы человек не думал, что он родился вчера,—за его спиной целая цепочка жизни его предков. В основе социального организма лежит разделение труда, которое обеспечивает общественную солидарность, так как развивает социальный инстинкт, заставляя каждую семью чувствовать зависимость от общества и участвовать в общественной кооперации труда. Семья подчиняется неустранимому закону социальной иерархии и субординации: женщина должна в ней повиноваться мужчине, а младший—старшему. Семья органически связана со всеми сферами социальной жизни. Семья—основной социальный элемент, по образцу которого строится общество. Семья включена в систему социальной динамики, так как она подвержена изменению, развитию. Фундаментальным законом человеческого порядка является смена и преемственность поколений. При нормальном развитии общества одни поколения передают другим накопленные материальные и духовные богатства. Каждое новое поколение должно обладать большим материальным и духовным потенциалом, чем предыдущие, тогда обеспечивается нормальное прогрессивное развитие человека.
Таким образом, семья, несущая функции передачи традиций предшествующих поколений, обеспечивает важнейший социальный механизм прогресса.
Эмиль Дюркгейм, продолжая контовские идеи позитивистского функционализма, рассматривает институт семьи как часть социальной реальности, включенной в универсальный природный порядок. Семья устойчивое, основательное явление, подчиненное объективным законам бытия. Семья—форма коллективной жизни, форма ассоциации индивидов. Общество как социальная реальность всегда автономно по отношению к индивиду.
Социальная реальность всегда первична по отношению к индивидуальной реальности.
Тема социальной солидарности—главная в социологической теории Дюркгейма. Без солидарности общество и его институты теряют устойчивость. Социальные институты, включая семью, соответствуют определенным потребностям и обладают такой же высокой прочностью и устойчивостью, как сама природа. Нарушение общественной солидарности происходит в условиях кризиса социальной системы. Э. Дюркгейм ввел в социологию понятие аномии. Состояние аномии наступает в обществе, когда резко прерывается традиционный ход развития, быстро разрушаются старые ценности, а новые еще не возникли, не утвердились. Создается общественный вакуум, социальная воронка, исчезает социальная солидарность.
Аномия—чрезвычайно опасная для общества ситуация, она грозит разрушением целостности. Аномия несет грозную опасность для семьи. В состояние аномии общество ввергает политические революции. Вывести общество из состояния аномии может только сохранение основных нравственных начал общественной жизни.
Знаменитый представитель классического направления социологии Макс Вебер не изучал семью как специальный объект социологического анализа, но его методологические подходы весьма плодотворны для социологии семьи.
Основная идея социальной философии Вебера—рационализация социальной жизни—предполагает возможность оптимизации межчеловеческих взаимоотношений и культуры семейных отношений. Вебер выделяет специфику человеческого поведения, отличающегося осознанностью и учетом ожиданий других людей.
Таким образом, начиная с исследований Бахофена, Мак-Леннана, Моргана, Конта, Дюркгейма и кончая Вебером, классическая социология трактует семью как историческую категорию, подверженную структурным и функциональным изменениям. Контовская социология рассматривала семью как универсальный социологический элемент. Общество образуется из совокупности семей. Важнейшая функция семьи—обеспечение преемственности поколений.
Продолжая позитивистские идеи Конта, Дюркгейм включает семью в универсальный природный порядок.
Велика роль семьи в системе общественной солидарности. Аномия наносит огромный ущерб внутрисемейной солидарности и грозит нарушением целостности института семьи.
Методология Вебера, определившая типы социального действия, серьезно углубила представления о внутрисемейном взаимодействии. В классической социологии основательно разработан вопрос о месте семьи в общественном разделении труда.
Что касается исследования семейных отношений в России, то они стали объектом изучения лишь в середине XIX в.
Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя»—литературного памятника XVI в., изданного в 1849 г.
Анализ источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». На каждом этапе развития общества преобладала определенная нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определенным статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением.
Нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Отношения между матерью и отцом либо были конфликтными, либо строились по принципу «доминирования—подчинения». Дети находились в подчинении у родителей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. Распределение ролей в семье предполагало ответственность мужчины за внешнее, природное, социальное окружение, женщина же была больше включена во внутреннее пространство семьи, в дом. Статус женатого человека был выше, чем статус одинокого, Женщина обладала свободой, как до брака, так и в браке, власть мужчин—мужа, отца—была ограничена. Женщина имела право на развод и могла вернуться в семью родителей. Неограниченной властью в семье пользовалась «большуха»—жена отца или старшего сына, как правило, наиболее трудоспособная и опытная женщина. Ей обязаны были подчиняться все—и женщины, и младшие мужчины в семье.
С возникновением христианской модели семьи (XII—XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Мужчина стал безраздельно властвовать над ними, все были обязаны ему подчиняться, он нес ответственность за семью. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали четкое осознание каждым членом семьи своего места. Муж как глава семьи был обязан нести груз ответственности, жена смиренно занимала второе место. Ей предписывалось заниматься рукоделием, домашней работой, а также воспитанием и обучением детей. Мать и дитя были несколько обособлены, предоставлены самим себе, но вместе с тем ощущали незримую и грозную власть отца. «Воспитывай дитя в запретах», «любя сына, увеличивай ему раны»—написано в «Домострое». Главные обязанности детей—абсолютное послушание, любовь к родителям, забота о них в старости.
В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, последние не совсем отрицались, но признавались малозначительными. Жена должна была мужу «уноровить», т. е. действовать в соответствии с его желаниями.
К семейным удовольствиям по «Домострою» относятся: уют в доме, вкусная пища, почет и уважение со стороны соседей; осуждаются блуд, сквернословие, гнев. Осуждение людей значимых, уважаемых считалось страшным наказанием для семьи. Зависимость от людского мнения—основная черта национального характера семейных отношений на Руси. Социальному окружению нужно было демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещалось разглашать семейные тайны, т. е. существовало два мира—для себя и для людей.
У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Такие семьи включали деда, сыновей, внуков и правнуков. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Руководил семьей наиболее опытный, зрелый, трудоспособный мужчина, имевший власть над всеми членами семьи. У него, как правило, была советница—старшая женщина, которая вела хозяйство, но не имела такой власти в семье, как в XII—XIV вв. Положение остальных женщин было и вовсе незавидным—они были практически бесправны, не наследовали никакого имущества в случае смерти супруга.
К XVIII в. в России нормативной стала индивидуальная семья из двух—трех поколений родственников по прямой линии.
На рубеже XIX—XX вв, исследователями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Авторитарная власть мужчины была потеряна. Семья утратила функции домашнего производства. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей.
В восточных и южных национальных окраинах дореволюционной России семейная жизнь строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось многоженство, неограниченная власть отца над детьми. У некоторых народов существовал обычай брать калым—выкуп за невесту. Нередко родители заключали сделку еще в младенчестве невесты и жениха или даже до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест. Похитив или купив жену, муж становился ее полноправным владельцем. Участь жены была особенно тяжкой, если она попадала в семью, где у мужа уже имелось несколько жен. В мусульманских семьях среди жен существовала определенная иерархия, порождающая соперничество и ревность. У восточных народов развод был привилегией мужчины, осуществлялся он очень легко: муж просто выгонял жену.
У многих народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя и полигамии. Люди находились под сильным влиянием шаманов.
В настоящее время проблемам супружества—родительства—родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И. Алешиной, В. Н. Дружинина, С. В. Ковалева, А. С, Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений — статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачностъ, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет)—уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т. д.).
Многие современные женщины не воспринимают материнство как исключительно брачный атрибут. Одна треть семей считает рождение ребенка помехой супружеству, причем женщины в большей степени, чем мужчины (соответственно 36 и 29%). Появилась социокультурная нормативная система—прокреативная этика: в брак вступать предпочтительно, но необязательно; иметь детей желательно, но отсутствие их не аномалия; сексуальная жизнь вне брака не смертный грех.
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Важный методологический принцип—синергетический—позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов.
В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.
Вопросы для самоконтроля
Что такое семьеведение? Обоснуйте свое утверждение.
Что является предметом и объектом изучения в семьеведении?
Расскажите о теоретико-прикладном характере семьеведения.
Что принято называть семьей в социальной работе?
Расскажите об истории развития общественной мысли о семье за рубежом.
Назовите этапы развития семейных отношений в России с позиций психологии.
Охарактеризуйте семейные отношения в древности.
В чем специфика семейных отношений в России?
Литература
Антонов А. И. Социология семьи. М., 1996.
Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998.
Бахофен И. Я. Материнское право. М., 1861.
Вестермарк Э. История брака. М., 2001.
Витек К. Проблемы супружеского благополучия. М., 1988.
Ковалевский М. М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. М., 1895.
Мак-Леннан Дж. Ф. Первобытный брак. М., 1861.
Семьеведение: Учеб. пособие для вузов/Под ред. П. Я. Циткилова. Ростов н/Д. 2002.
Черняк Е. М. Социология семьи. М., 2002.
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М., 2000.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1972.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак»
- В современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей,
- Имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики
- В отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения:
- Принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии
- И странах «третьего мира»