logo
книга семьеведенье Дивицына

3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей

  • По данным, которые приводятся в журнале «Социальное обеспечение», в России на начало 2000 г. насчитывается более 9,5 млн человек, получающих пенсию по инвалидности. К сожалению, имеет место удручающая тенденция к увеличению дан­ного числа. По прогнозам специалистов, на ближайшие годы ожидается еще большее увеличение числа инвалидов и соот­ветственно, семей, имеющих детей-инвалидов. Такое положение вполне объяснимо: помимо болезней, инвалидность зависит от экологической обстановки, условий труда и быта, уровня и образа жизни, питания, качества здравоохранения и других условий. Ухудшаются они—растет инвалидность. Можно выделить сле­дующие шаги, которые были сделаны в Российской Федерации в рамках государственно-правовой основы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями:

    1. Закрепление прав детей-инвалидов в главных сферах и жиз­недеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений. В Закон РФ «Об образовании», Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности», Федеральная программа «Дети России»).

    2. Разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей-инвалидов, их физического, умственного, психиче­ского развития («Основы законодательства РФ об охране здо­ровья граждан РФ», Закон «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов», Послание Президента РФ парламенту «О научном и информацион­ном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» и др.).

    3. Определение через государственные и общественные инсти­туты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющих детей, и повышении их разме­ров». Закон РФ «О социальной защите инвалидов»).

    1. В результате вышеперечисленных и других законодатель­ных актов в Российской Федерации существуют следующие льготы, предоставленные семьям, имеющим детей с ограни­ченными возможностями:

    1. Семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улуч­шении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечива­ются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    2. Первоочередное Получение земельных участков для инди­видуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства.

    3. Скидка 50% с квартирной платы (в домах государствен­ного, муниципального и общественного жилищного фонда), оплата коммунальных услуг, пользование телефоном и радио­ трансляционной точкой. В домах, не имеющих центрального отопления,—скидка со стоимости топлива.

    1. Обеспечение лекарственными препаратами: осуществля­ется бесплатно или на льготных условиях.

    2. Обслуживание вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, в учреждениях здравоохранения.

    3. Бесплатное санатарно-курортное лечение детей-инвали­дов, а для их родителей — право получения второй путевки для сопровождения.

    4. Предоставление четырех дополнительных выходных дней в месяц одному из родителей ребенка-инвалида.

    5. В статье 1 Федерального закона от 20.07.2000 г. 102-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ст. 16 Закон Российской Федерации Об образовании», закреплено положение о приеме граждан в государственные и муниципальные образователь­ные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессиональ­ного образования, которое проводится на конкурсной основе по заявлениям граждан. Условия конкурса должны гарантировать соблюдение прав граждан на образование и обеспечить зачисление граждан, наиболее способных и подготов­ленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

    1. Социальная работа с семьями, имеющими в своем составе инвалидов Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образователь­ные учреждения среднего профессионального и высшего про­фессионального образования принимаются:

    • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

    • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях:

    • граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя—инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, уста­новленного в соответствующем субъекте Российской Федерации:

    • граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие образовательные учреждения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участ­ники боевых действий и инвалиды боевых действий.