logo
книга семьеведенье Дивицына

3. Исторические перемены в функционировании семьи

  • Исходя из специфики различных теоретических подходов к проблеме семьи, рассмотрим сущностные изменения семьи в процессе исторического развития.

  • Большинство ученых сегодня придерживаются точки зре­ния, что первой исторической формой семьи была кровнород­ственная семья.

  • Кровнородственная семья характеризуется групповым бра­ком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от сте­пени их родства, образуют семью. Такая семья является эндо­гамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современ­ном обществе такого типа семьи не существует. Сужение круга половых партнеров в рамках такой семьи произошло под вли­янием развития общества и привело к возникновению более развитой формы семьи—пуналуальной.

  • В пуналуальной семье из полового общения исключаются вначале ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения.

  • Пуналуальная семья представляет собой такую форму брач­ных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рам­ках такого типа семьи все более частыми оказываются устой­чивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной.

  • Это—первый шаг к появлению парного брака.

  • Синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дико­сти и варварства, в которой один мужчина живет с одной жен­щиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или в данном случае многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с мате­рью. Регулируя половые отношения мужчины и женщины, син­диасмическая семья делала известным действительного биоло­гического отца и тем самым создавала предпосылки для фор­мирования моногамной семьи.

  • В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом производительности труда людей постепенно созда­ются условия, когда супружеские пары оказались способными самостоятельно содержать, кормить своих детей. И постепенно эта парная семья «отпочковывалась» от рода и в хозяйствен­ном, производственном отношении. Супруги объединили свои усилия не только в деторождении, но и в производстве вещей, стали иметь общее хозяйство. Отношения между полами ста­билизировались, стало более надежным установление отцов­ства, и ответственность за семью все более переходила к муж­чине. Вместе с ней переходила и власть. Как следствие, матри­архальные отношения постепенно перешли в патриархальные, когда родство уже считалось по мужской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая форма семьи: моногам­ная (т. е. единобрачная) семья. Она отличалась тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь могла быть расторгнута только по воле мужчины. Причиной возник­новения моногамной семьи было появление частной собствен­ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуще­ством. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникнове­ния новых форм человеческих общностей

  • Историческое развитие семьи шло от нерегулируемых поло­вых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи. Этот процесс имел свои особенности в определенные периоды развития общества.

  • Для рабовладельческого строя характерно то, что моногам­ная семья была в основном семьей рабовладельцев; большин­ство рабов не имело семьи, это было невыгодно их владельцам. Семья рабовладельца выполняла функции воспроизводства населения, экономическую, воспитательную, пополняла армию, активно участвовала в управлении государством, ей была при­суща и политическая функция. Непосредственными исполни­телями некоторых функций семьи были рабы: домашний труд, уход за детьми. Рабовладельческая моногамия имела весьма разнообразные формы. Афинская моногамия была классиче­ской формой единобрачия. Девушки здесь получали более огра­ниченное, чем юноши, образование: их учили шить, прясть и немного читать и писать. Жизнь женщины была замкнутой, проходила главным образом в обществе других женщин и на женской половине дома.

  • В ряде стран глава патриархальной семьи был безраздель­ным господином всех ее членов, имел наложниц-рабынь, т. е. был фактически в многобрачии. Семьи ремесленников и дру­гих категорий свободных жителей сильно отличались от таких семей своей бедностью. Но и здесь господство главы семьи было безраздельным.

  • С переходом к феодализму обществом был установлен обя­зательный церковный брак, в котором господство главы семьи не было столь деспотичным. Браки были сословными, опреде­лялись знатностью, происхождением жениха и невесты. Жена феодала ведала хозяйством, а сам феодал был занят на службе у короля или герцога. Крепостных крестьян вместе с семьей при­крепляли к участку земли. Крестьянская семья была производ­ственной ячейкой общества. Ей была присуща глубокая патриар­хальщина—безраздельная власть над ее членами главы семьи. В буржуазную эпоху институт семьи претерпел большие изменения. Здесь зависимость брака от экономических отно­шений проявляется особенно ярко.

  • В основе всех отношений в буржуазной семье лежат денеж­ные расчеты. Супружеская и родительская любовь, взаимо­уважение и общность интересов—все эти моральные факторы имеют второстепенное значение.

  • В XIX и особенно XX в. супружеская и семейная жизнь в раз­витых капиталистических странах обрела много новых черт. Влияние материальных, общественных мотивов при вступ­лении в брак дает себя знать, все чаще решающим фактором выступает романтическая любовь, свободный выбор партнера. Характерное для предшествующих эпох авторитарное реше­ние отца при выборе жениха или невесты начинает утрачи­вать свою значимость. Родители все больше принимают при­нцип демократичного подхода к детям, постепенно начинается эмансипация женщин.

  • После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г., ликвидации феодально-капиталистических производс­твенных отношений в России институт брака и семьи претер­пел принципиальные изменения. Были созданы предпосылки новой, социалистической семьи с доминирующей ролью госу­дарства. Важную роль в этом сыграли меры, направленные на установление равноправия женщин. Упрощена процедура регистрации брака и развода.

  • Со второй половины 30-х годов начинается процесс укре­пления семьи, что выразилось в ограничении свободы разво­дов, запрете абортов. Семья как институт официально реаби­литируется и становится институтом государства.

  • Проведенные в 90-е годы XX в. реформы российского обще­ства оказали на семью неоднозначное воздействие. Долгосрочные неблагоприятные тенденции общественного развития, углуб­ление экономического кризиса, рост нищеты и безработицы привели к тому, что семья как институт общества расстра­ивается. Во-первых, в современной России наблюдается про­цесс эмансипации детей от родителей, возрастает роль лич­ностной свободы каждого из членов семьи и происходит пере­ход от закрытой к открытой системе формирования браков. Во-вторых, снижается число вновь зарегистрированных бра­ков и возрастает количество разводов. В-третьих разрыва­ется связь между поколениями по линии родства, и девальви­руются ценности «семейного очага».

  • Современная семья переживает сложный этап эволюции, переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений. Иными становятся система власти и под­чинение в семейной жизни, роли и функциональная зависи­мость супругов. Другой облик приобретает весь семейный уклад, стиль жизни. Наряду с традиционными формами появляются новые типы семьи.

  • Современные типы семейных структур выделяются в зави­симости от характера супружества, особенностей родительства и родства.

  • Моногамное супружество—это брак одного мужчины с одной женщиной.

  • Экзогамные браки—где супружество возможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри дан­ной фратрии.

  • Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца и матери. В связи с этим раз­личают социальное отцовство «pater» и физиологическое отцов­ство «genitor», и, соответственно, материнство. Отсюда на основе принципов локализации семейных групп прибегают к выделе­нию патрилинейных и матрилинейных семей, где наследова­ние фамилии, имущества, социального положения ведется по отцу либо по матери.

  • По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархаль­ные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользу­ется мать. Из общей массы семей по статистическим данным 1/6 часть составляют семьи матриархального типа, а 1/8—патри­архального типа. Где нет четко выраженного семейного главенства, и где господствует ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях. По данным социологических исследований, таких семей у нас насчитывается примерно 60—80% от общего числа семей. Более всего они распространены в крупных городах.

  • По критерию социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из разных соци­альных групп, каст, классов. По социальным и демографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по наци­ональности, возрасту, профессии, образованию и гетерогамных семей, где наблюдаются различия по социальным индикаторам. По критерию пространственно-территориальной локали­зации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где моло­дежь остается жить у родителей жены. В настоящее время молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилье. В этом слу­чае поселение молодоженов или у родителей мужа, или роди­телей жены состоялось по причине следования традициям. Нелокальные семьи—имеющие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

  • Самыми распространенными являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей с детьми, или без детей. Нуклеарные семьи могут быть большими и малыми. Большие—это мно­годетные семьи (наличие 3-х детей и более) и малодетные (1—2 ребенка в семье). Таких семей 2/3 в структуре населения Российской Федерации.

  • Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоя­щей из одного родителя с детьми. Таким образом, другим типом брачно-семейных отношений, наиболее часто встречающимся в нашем обществе, являются неполные семьи, а именно, семьи с одним родителем и детьми. Таких семей, по статистическим данным, насчитывается около 12% от общего числа семей. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобла­дают неполные материнские семьи (примерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).

  • Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит назва­ние расширенной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширенной семьи в настоящее время зани­мает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества семей).

  • Существует также типология семей по такому критерию, как наличие или отсутствие детей и их число. Здесь выделяют мало­детные семьи (семьи с одним ребенком), среднедетные (семьи с двумя детьми) и многодетные (семьи, в которых трое и более детей). Более половины семей в России имели на момент переписи несовершеннолетних детей. Остальные либо никогда не имели детей, либо уже успели их вырастить, либо не обзавелись ими. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности—1,1, среднее число детей в семье, их имеющей,—1,6. Это невысокий показатель, учитывая, что для простого воспроизводства населе­ния необходимо, чтобы каждая женщина без учета ее семейного положения произвела на свет в среднем не менее 2,2 ребенка.

  • Семьи разделяют еще и по особым условиям семейной жизни. На этой основе выделяют, в частности, студенческие и дистант­ные семьи, последних в нашей стране насчитывается около 4%. Это, например, семьи моряков, артистов и спортсменов.

  • В зависимости от семейного уклада, направленности лич­ности супругов и их ценностных ориентации семьи могут быть нескольких типов. Среди них можно выделить следую­щие: семьи с ориентацией супругов на здоровье и воспита­ние детей, семьи с преобладанием чуткости и доверительно­сти отношений—их часто обозначают как «семья-отдушина» и семьи, успешно сочетающие в себе ценностные ориентации супругов на создание собственной семьи и их профессиональ­ные интересы. Последний тип семьи часто называют «бикарьерной", подчеркивая направленность супругов на «достига­емый статус» и карьеру в избранной профессии.

  • Возможны и другие варианты типологии семей. Например, по специфическим проблемам выделяют семьи алкоголиков, наркоманов, преступников, больных СПИДом, страдающих пси­хическими заболеваниями, а также семьи, имеющие в своем составе инвалидов.

  • Наибольшее распространение в последнее время получила клас­сификация семей по критерию социального риска. Под семьями социального риска принято понимать семьи, социальное функ­ционирование которых затруднено по объективным или субъек­тивным причинам. Согласно этой типологии различают семьи: одиноких матерей: военнослужащих срочной службы с детьми; семьи с детьми-инвалидами и имеющие в своем составе инвалидов; семьи, взявшие детей под опеку и попечительство; мно­годетные; малообеспеченные; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; студенческие семьи с детьми; безработные семьи с несовершеннолетними детьми; девиантные семьи.

  • Современная семья в своем движении и развитии проявляет множество различных отклонений от сложившихся образцов.

  • В настоящее время семья является предметом исследова­ния многих общественных наук.

  • Семья в социуме—сложный феномен. С одной стороны, это социальный институт, с другой—малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от общественного строя, существующих эконо­мических, политических, религиозных отношений и одновре­менно относительная самостоятельность.

  • Современная традиционная семья в своем движении и раз­витии проявляет множество различных форм отклонений от сложившихся образов и образцов. Нарастает плюрализация моделей нуклеарных семей. Все большее число мужчин и жен­щин уклоняется от семейного образа жизни. В семейно-брач-ных отношениях меняются ценности и ориентации, склады­ваются разные типы и формы семей—патриархальные, дето-центрические, супружеские, фостерные.

  • Семья претерпевает изменения„меняет акценты, типы, формы, но она и в эпоху социальных перемен остается фун­даментальным, социокультурным институтом, наиважнейшей ценностью общества.

  • По утверждению ученых, человечество прошло пять форм семьи последовательными этапами, а современная многогамная семья является последней—пятой формой этой эволюции.

  • Семье свойственна разнотипная структура, которая опре­деляется устойчивыми внутрисемейными связями и отноше­ниями. Информацию о структуре семьи получают только по данным переписей населения.

  • В настоящее время российская семья находится в тяжелом социально-экономическом и социально-психологическом состо­янии, а молодая семья перестала обеспечивать расширенное воспроизводство населения. Поэтому комплексная программа семейной и демографической политики должна быть направ­лена на устранение тех причин, которые порождают негатив­ные аспекты в жизнедеятельности семьи.

  • Вопросы для самоконтроля

    1. Раскройте сущность понятий «семья» и «брак» в совре­менной науке и праве.

    2. Сформулируйте понятие брака по семейному праву и выделите его юридические признаки.

    3. Происхождение семьи и брака. Этапы развития семейно-брачных отношений.

    1. Динамика брачности и разводимости.

    2. Современное состояние семьи. Основные типы семей.

    3. Группы семей категории социального риска.

    4. Правовое регулирование брачно-семейных отношений.

    1. Литература

    1. Антокольская М. В. Курс лекций по семейному праву. М, 1995.

    2. Антонов А. И. Микросоциология семьи; Методология исследования структур и процессов. М., 1998.

    3. Антонов А. И., Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.

    4. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. М„ 1997.

    5. Гниденко Т. В., Кузнецова И. М,, Максимович Л. Б., Власое Ю. Н., Хазова О. А. Семейный кодекс и брачный договор // Библиотека журнала «Социальная защита». 1996. Вып. 5.

    1. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.

    2. Елизаров В. Б. Перспективы исследования семьи. М., 1987.

    3. ИгнатенкоА., Скрыпников Н. Брачный договор. Закон­ный режим имущества супругов. М., 1997. .

    4. Рыбакоеский Л. Л., Захарова О. Д. Демографическая ситуация в России: геополитические аспекты, М., 1997.

    1. Семейный кодекс Российской Федерации; Кодекс о браке и семье РСФСР: Офиц. тексты по состоянию на 1 янв. 1997 г. М., 1997.

    2. Сорокин С. А. Российская семья и три законопроекта по ее охране. М., 1999.