4. Технология социальной работы с многодетными семьями
Опыт работы с многодетными семьями показывает, что местные социальные службы играют здесь основную роль, поскольку только они способны войти в контакт с каждой семьей и каждым отдельным ребенком. Знание того, что нужно конкретной семье и тем более каждому ребенку, проживающему в ней, возможно только на основе непосредственного и постоянного контакта с многодетной семьей, который и должны осуществлять сотрудники местных социальных служб.
Как отмечает зав. лабораторией НИИ семьи и воспитании Алексеева Л.С. современная парадигма гуманистических общественных отношений включает в себя следующие ведущие направления социальной работы с многодетными семьями:
Обеспечение через механизмы физической, экономической, психологической защиты, помощи и поддержки деятельности по самоосуществлению, самопознанию, рефлексии и самосовершенствованию, оптимизации внутренних условий семейной жизни в целях развития самосознания и самостоятельности ее членов, укрепления взаимоотношений.
Содействие в создании благоприятных психических, нравственных и культурных условий в среде обитания семьи, необходимых для ее существования и развития, и прежде всего это касается тех семей, которые в силу целого ряда причин не могут справиться с неблагоприятными обстоятельствами без посторонней помощи.
Помощь в организации микросоциальной семейной обстановки с нормальными, гуманистическими отношениями, в формировании, развитии или восстановлении способности к творческой деятельности, стабильного и благоприятного психологического климата как продуктов обоюдной активности детей и взрослых.
Чтобы добиться положительного эффекта социальной работы по этим направлениям необходимо соблюдение ряда условий. С одной стороны, должно быть взаимное понимание необходимости сотрудничества социального работника и членов многодетной семьи. Для укрепления семьи и блага детей желательно проявить умение взаимодействовать, считаясь с особенностями сторон, и уважая мнения друг друга. С другой стороны, на социальном работнике, как профессионале, лежит ответственность за создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества в работе с многодетной семьей. Так же важно, чтобы все, кто работает с многодетной семьей в социальных службах, были людьми компетентными, с определенным опытом такой работы. В тоже время и социальные работники, и родители многодетных семей должны стараться быть открытыми к изменениям в жизни, восприятию всего нового и передового. На наш взгляд, личностный фактор играет большую роль в социальной работе с многодетными семьями, но организаторская деятельность социальных служб также важна.
Для повышения эффективности работы с многодетными семьями, на наш взгляд, целесообразно осуществить следующие организационные мероприятия:
• повысить психологическую компетентность работников социальных служб, работающих с многодетными семьями;
провести паспортизацию многодетных семей;
установить постоянные контакты со всеми членами многодетных семей, особенно проблемных, для успешной работы по изменению психологического климата в семьях;
разрабатывать индивидуальный план работы с каждой многодетной семьей, в котором будут учтены все особенности данной семьи конкретные формы помощи.
Следует согласиться с авторами «Российского журнала социальной работы» за 1996 г. № 1, предлагающими создать различные службы по оказанию помощи многодетным семьям, так как проблемы этих семей носят разноплановый характер. Этими проблемами могли бы заниматься как социальные службы, так и общественные организации. Попечительские советы, созданные в микрорайонах совместно с социальными работниками, могли бы выявить конкретные нужды каждой многодетной семьи и оказать адресную помощь. В масштабах района или города они могли бы координировать всю работу с многодетными семьями, при них могли бы функционировать юридические службы, стоящие на защите прав многодетной семьи и разъясняющие таким семьям их права. Клубы многодетных родителей могли бы оказывать взаимопомощь как в материальном, так и в моральном плане, помогли бы организовать отдых детей на каникулах и в свободное время. Они силами самих родителей, могли бы организовать кружки и секции для своих детей, причем бесплатно. Инновационной формой являются группы взаимопомощи среди различных категорий граждан. Социальным службам можно было бы широко использовать ее в работе с многодетными семьями, так как эта форма гораздо мобильнее и позволяет дойти до каждого члена многодетной семьи. Для их работы не нужны специальные помещения, как для клубов, они максимально приближены к месту проживания многодетных семей. Важную роль могут сыграть специальные фонды по обеспечению многодетных семей жильем, одеждой, обувью, игрушками для детей, помогающие в организации летнего отдыха и оздоровления детей. Как показывает зарубежный опыт, создание общественных фондов, основанных на принципе «брать от многих понемногу», помогает разрешить многие проблемы в благополучной Европе. У нас этот опыт также мог бы пригодиться, но здесь препятствие, на наш взгляд, может быть неверие населения в честность тех, кто создает различные фонды.
По мнению ряда исследователей (Т. А. Бодрова, Н. А. Рыбакове и др.) деятельность социальных работников в деле оказания |помощи многодетным семьям целесообразно проводить по двум направлениям:
Работа по привлечению различных организаций и служб: социальных, правоохранительных, юридических, здравоохранения, образования для помощи многодетной семье, в соответствии с ее нуждами и потребностями. В то же время социальный работник должен стремиться координировать деятельность всех организаций и служб, чтобы избежать как дублирования, так и недостаточного внимания к отдельной многодетной семье.
Помощь социального работника конкретной многодетной семье.
Для этого желательно выполнять следующие виды работ:
выявление и учет многодетных семей, составление с помощью других служб демографических, социальных, экономических, психологических, бытовых характеристик каждой многодетной семьи;
определение с помощью школы, детского сада, поликлиники, общественности, жилищных органов и т.п., а также контактов с самой семьей нужд, проблем и трудностей как семьи в целом, так и каждого ее члена;
определение основных видов оказания помощи каждой многодетной семье в соответствии с нуждами и потребностями семьи и ее членов. Такими видами могут быть: доходы семьи, здоровье, образование и воспитание детей, взаимоотношения в семье, жилищные проблемы, проведение досуга, отдыха, занятия спортом и творчеством, асоциальное поведения членов семьи, защита прав многодетной семьи и т. п.
Многодетная семья имеет как слабые, так и сильные стороны. Социальный работник должен опираться на сильные стороны, укреплять их и устранять слабые. Социальный работник может помочь родителям в многодетной семье в воспитании детей, научить их как это лучше сделать с помощью бесед, курсов, практических занятий. Очень полезны и занятия, во время которых можно научить рациональному обустройству быта, упорядочению образа жизни. Но помогать надо не только родителям, но и детям. В многодетных семьях существует проблема старших детей, на которых иногда ложится вся тяжесть ухода за младшими, ведения хозяйства и совершение покупок. Это приводит к неравенству возможностей детей в таких многодетных семьях. Следует социальному работнику деликатно решить эту проблему, чтобы и помощь была со стороны старших и возможность для их полноценного развития. Только социальный работник может помочь и родителям и детям одновременно, наладить психологическую помощь, разрешить конфликтные ситуации, предотвратить насилие в семье.
В этих целях, в случае необходимости именно социальный работник должен привлекать правоохранительные органы и службы психологического здоровья. По данным МВД ежегодно возбуждаются сотни дел по истязанию детей, лишении их пищи, тепла и т. п. Но понятия насилия нельзя ограничить физической жестокостью, есть еще насилие эмоциональное. Если родители не обращают на ребенка внимания, кричат на него в воспитательных целях, не желают разобраться в его проблемах (что является характерным для части многодетных! семей), это приводит к серьезным психологическим травмам,, сказывается на его психическом развитии и здоровье в будущем. Социальный работник может помочь таким детям, для чего желательно проделать следующую работу:
выявить проблемные многодетные семьи, в которых дети подвергаются неблагополучным воздействием со стороны взрослых, используя различные источники (школа, поликлиника, соседи, личные впечатления от посещения);
создать совместно с другими службами пункты помощи детям, попавшим в трудное положение, где они могли бы получить помощь, совет, а в случае необходимости и пожить определенное время. Такие приюты функционируют в крупных городах, но их мало и они есть далеко не везде, а нужда в них велика;
социальные работники вместе с общественностью могут поставить вопрос о принятии законодательства, защищающего детей от насилия и о создании механизмов исполнения этих законов.
Функции социального работника в работе с многодетными семьями очень многообразны и необъятны. С нашей точки зрения следовало бы организовать центры семьи в городе или района Работники этих центров должны быть закреплены за отдельными микрорайонами или участками по типу участкового врача и оказывать помощь всем семьям, но особенно многодетным. Так же необходима периодическая отчетность этих работников перед вышестоящими органами и общественностью. Отметим так же, что для работы с семьей, особенно многодетной, следует подбирать особые кадры, способные помочь, не унижая ни родителей, ни детей.
Следует отметить, что в области работы с многодетными семьями накоплен некоторый практический опыт, но гораздо больше идеи по организации подобной работы пока не нашли своего осуществления по многим причинам и, в первую очередь, по материальным.
Вопросы для самоконтроля
Современная демографическая ситуация в России и многодетность.
Проблемы многодетной семьи в современной России-
Типы многодетных семей и их особенности.
Технологии работы с многодетной семьей в России-
Особенности работы с многодетной семьей в условиях провинциального города.
Работа с многодетной семьей в сельской местности-
Роль социального работника в помощи многодетной семье.
Литература
1. Алексеева Л. С. Работа с семьей в учреждениях социального обслуживания: социально-психологический аспект//Семья в России. 1998. №3—4
2 Антонов А. К, Медков В. М. Социология семьи. М., 1996.
Бодрова Т. А., Рыбакова Н. А. Социальная работа с многодетной семьей//Российский журнал социальной работы. 1996. № 1.
Мамонтова Т. И. В помощь женщинам с детьми: государственная поддержка/социальная защита, льготе пособия. М., 1998.
5. Основы социальной работы//Под ред. П. Д. Павленок.
Панкратьева И. В. Экономическое положение многодетных семей и проблемы их социальной защиты// Семья в России. 1997. № 1.
Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. Я. Цит-килова. Ростов н/Д., 2003.
Технологии социальной работы: Учебник / Под обШ-ред. проф. Е. И. Холостовой. М., 2001.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак»
- В современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей,
- Имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики
- В отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения:
- Принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии
- И странах «третьего мира»