logo search
malyshu_var-t_2

12. Опросные методы, их возможности и ограничения.

Беседа - это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему. Беседа требует особого мастерства: гибкости и чуткости, умения слушать и одновременно вести разговор по заданному руслу, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения. Виды опросных методов: Письменный – заочный, Очный- устный. Устный вопрос - интервью.    Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них. Большое значение в ходе беседы или интервью принадлежит умению фиксировать информацию. Нужно стремиться к подробной (даже дословной) фиксации ответов (с помощью сокращений, стенографии); однако использование микрофона нежелательно, ибо это обстоятельство, очень сковывает опрашиваемых.

Интервирование бывает 2 видов: 1) По степени формализации - формализованные (есть продуманный вопросник) и неформализованные (нет ничего). 2) По кол-ву опрашиваемых- а)Индивидуальное интервирование: клиническое (стрессы);; фокусированное (инфа об одном событии) б) Групповые в форме дискуссии, диалога. в) Массовые.

Письменный опрос- анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. 1) Прессовое анкетирование 2) Почтовое анкетирование 3)Раздаточный (проводиться экспресс опросы). Вопросы бывают: открытые (получение сразу ответ) и закрытые. По содержанию: Оценочные и фактологические (изложение какого-то факта). По сбору интерпретации: прямые (становятся прямо) и косвенные (в обход).

Тестирование - представляет собой совокупность вопросов и заданий, предъявляемых испытуемому с целью измерения (диагностирования) его личностных характеристик. Оценка теста производится по числу, правильных ответов в порядковой (или даже интервальной) шкале. Тестовая методика позволяет получать более объективные и точные данные по сравнению с анкетным опросом, облегчает математическую обработку результатов. Однако тестирование уступает другим методикам по глубине качественного анализа, лишает испытуемых разнообразия возможностей самовыражения.

Социометрическое тестирование Особой областью применения опросных методов является изучение групп и коллективов. Взаимоотношения, степень сплоченности, совместимость, коллективизм, уровень организации (управления) и другие качества группы определяются с помощью определенных тестов (анкет), называемых социометрическими методиками. Полученные данные подвергаются статистическому анализу по определенной программе, в результате чего обнаруживаются искомые показатели уровня и тенденции развития группы.

Достоинствами опросных методов являются:

1) быстрота получения информации

2) возможность получения информации в широких пределах заданной тематики

3) возможность математической обработки полученной информации

4) легкость получения большого количества данных

Общие требования к опросным методам:

1) соответствие вопросов целям и задачам исследования

2) адекватное отражение измеряемых характеристик в содержании вопросов

3) нейтральность и однозначность вопросов, обеспечивающие объективность ответов

4) доступность и понятность вопросов

5) самостоятельность ответов

6) доверительная психологическая обстановка при опросе