logo search
Учебник социология / Учебник

2. Западноевропейская социологическая традиция

Западноевропейская социологическая традиция представлена целым рядом имен классиков социологии ХIХ-начала ХХ вв. Франции, Англии, Италии и Германии. В рамках учебной лекции возможно обратиться только к творчеству тех ученых, с чьими именами связаны крупнейшие вехи классического периода в истории социологии.

«Отцом-основателем» социологии считают Огюста Конта, который наиболее полно и ярко обосновал необходимость создания новой науки об обществе. Идейной основой его социологической концепции явился закон «трех стадий», согласно которому индивид, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. 1. На теологической, или фиктивной, стадии человеческий разум стремится найти либо начальные, либо конечные причины явлений, стремится к «абсолютному знанию». 2. На метафизической, или абстрактной, стадии человеческое мышление пытается также объяснить внутреннюю природу явлений, их начало и предназначение, главный способ их образования. Но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать». 3. На позитивной, или реальной, научной, стадии действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т.е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями».

Согласно закону «трех стадий», все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии, именно на третьей стадии формируется истинная, т.е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов – условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения – её предназначение. О. Конт строит свою классификацию наук: математика, астрономия,. физика, химия, биология, социология. Каждая из наук есть своеобразная ступень по отношению к последующей. На вершине иерархии наук находится социология, она своего рода царица наук, потому что изучает самую сложную сферу реальности – общество. Все науки служат для социологии теоретико-методологическим образцом, так как она позже других дисциплин приблизилась к позитивному состоянию, в ней особенно много теологических и метафизических элементов, до сих пор воображение господствует над наблюдением. Её предстоит только создать, и Конт считает себя призванным сделать это.

Обосновавший возможности новой науки об обществе О. Конт стал родоначальником социологического позитивизма – ведущего направления в социологии ХIХ в. Контовский позитивизм означал отказ от умозрительности, созерцательности, спекулятивности в рассмотрении общества и создание науки об обществе, опирающейся на наблюдение и эксперимент, т.е. на эмпирические данные по типу естественнонаучных разработок. О. Конт отстаивал необходимость проверяемости и доказательности данных новой науки.

Позитивизм строится на онтологическом натурализме, т.е. на утверждении о том, что общество и природа это качественно однородные явления. Поэтому процессы, происходящие в обществе, возможно объяснять с помощью познания законов природы. Позитивизм строится также на методологическом натурализме, т.е. на утверждении о том, что система социологического знания должна строиться по модели физических наук, использовать их методологические установки. Этим утверждениям соответствовали два вида социологического позитивизма, свойственных классической социологии ХIХ в.: органицизм, отождествлявший общество с организмом и пытавшийся объяснять социальную жизнь биологическими закономерностями (Г. Спенсер и др.); механицизм, сводивший закономерности развития и функционирования общества к механическим закономерностям, а также широко использовавший физическую терминологию (В. Парето).

В качестве важнейшего позитивизм отстаивал принцип «ценностной нейтральности», согласно которому социолог как ученый должен воздерживаться от любых ценностных суждений (особенно политических) относительно природы изучаемых явлений и процессов, а также получаемых результатов.

Позитивизм подвергался интенсивной разнообразной критике, пережил кризис, но получил продолжение в ХХ в. уже в преобразованном виде как неопозитивизм, в концепциях которого нашла глубокую научную разработку эмпирическая гносеология.

Другим основателем социологии считают английского ученого

Г. Спенсера (1820-1903), продолжавшего линию позитивизма и развивавшего мысль О. Конта о взаимосвязи биологии и социологии. Спенсер отстаивал идеи универсальной эволюции и создал эволюционистскую социологию, явился инициатором социал-дарвинизма и родоначальником органицистской школы. Главный социологический труд Г. Спенсера - трехтомник «Основания социологии» (1876-1896), в котором используется обширный эмпирический, а именно этнографический, материал, представлены биологические аналогии, а также применение системного, функционального и историко-сравнительного методов. Одна из заслуг Г. Спенсера – работа по созданию научного языка социологии: им введены такие понятия, как социальная структура, социальная функция, социальный институт и др.

Итак, именно О. Конт и Г. Спенсер заложили основы научной дисциплины, которая наследовала от естествознания характерные для него эмпирическую направленность, рационализм, непредвзятость по отношению к объекту исследования и применила все это к изучению общества и процессов в нем происходящих, к познанию человека и его месте в обществе. В этом и должен был заключаться исследовательский настрой новой науки об обществе. Но выделив объект новой науки – общество, ни Конт, ни Спенсер не смогли вычленить предмет социологии. В этом направлении очень важную научную работу проделал Э. Дюркгейм (1858-1917) – основатель французской социологической школы. Он стремился прежде всего к обоснованию автономии социологии, отделению её предмета от предмета других наук об обществе, а также к объяснению всех социальных явлений на позициях социологизма.

По мнению Э. Дюркгейма, предметом изучения социологии выступают «социальные факты», которые следует «изучать как вещи», т.е. как природные факты. Это и составляет основной принцип методологии Э. Дюркгейма («Правила социологического метода», 1895; в рус. пер. – «Метод социологии»). К социальным фактам он относил «коллективные представления», т.е. традиции, обряды, обычаи, правила поведения людей. Эти явления существуют объективно, независимо от индивида, подобно природным фактам, заставляя индивида вести себя определенным образом. Объективность существования социальных фактов как раз и позволяет изучать их как «вещи», т.е. методами, используемыми в естественных науках – через наблюдение, сравнение, опытную проверку.

Теоретической основой учения Э. Дюркгейма являлся «социологизм», означавший, что социальные явления надо объяснять социальной средой их существования. Э. Дюркгейм выступал против натурализма, биологизма, психологизма, считая, что общество есть реальность особого рода. По

Э. Дюркгейму, главной задачей социологии является определение природы социальных связей и механизмов, обеспечивающих социальную интеграцию. Поэтому центральной в социологии Э. Дюркгейма является тема социальной солидарности. Ей и посвящен первый труд ученого «О разделении общественного труда», 1893. Одним из первых в мировой социологии

Э. Дюркгейм смог осуществить плодотворный синтез теории и эмпирии, проведя социологическое исследование такого социального явления, как самоубийство («Самоубийство: социологический этюд», 1897). В этой книге реализованы его основополагающие теоретические и методологические принципы социологической концепции. В целом же творчество Э. Дюркгейма не порывало с традицией классического позитивизма.

Не только позитивизм характеризует социологию ХIХ в. Обратимся к научной деятельности К. Маркса (1818-1883), который совместно с Ф. Энгельсом (1820-1895) разработал теорию социальной системы (концепцию общественной формации), основанием которой послужило материалистическое понимание истории. Общественная формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития; исторически определенный тип общества. Категория общественной формации охватывает все стороны жизни общества в их органической взаимосвязи. Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что основу каждой общественной формации составляет способ производства как единство производительных сил и производственных отношений. Развитие способа производства подчиняется закону соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Согласно этому закону, производственные отношения определяются производительными силами и выступают как определенные социальные формы их развития. Развиваясь, производительные силы перерастают рамки существующих производственных отношений, и последние начинают тормозить дальнейшее развитие производительных сил. Требуется смена производственных отношений, приведение их в соответствие с новыми производительными силами. Это осуществляется посредством социальной революции. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями составляет внутренний источник развития общества как социальной системы.

Согласно теории К. Маркса, производственные отношения - совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления – являются базисными, определяющими. Но при этом признаётся воздействие и других факторов развития общества: политических, правовых, идеологических, религиозных, хотя в целом культурные факторы недооцениваются в теории К. Маркса.

Как уже было отмечено, динамика социального развития, по К. Марксу, обусловлена постоянно возникающим конфликтом между развивающимися производительными силами, которые составляют самую подвижную сторону способа производства, и производственными отношениями. В этом конфликте участвуют классы и политические партии, что выливается в классовую, политическую и идеологическую борьбу, а это подводит общество к социальной революции. Она – способ перехода от одной общественной формации к другой, к тому же радикальный и всеохватывающий. Основываясь на таком критерии как способ производства, Маркс и Энгельс дали классификацию общественных формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Ими показана направленность исторического процесса: от простых форм к более сложным, т.е. к коммунистической формации, которая подразделялась на две фазы: социализм и полный коммунизм (Маркс К. «Критика Готской программы», 1875).

Марксова теория общества сильно идеологизирована (отстаивание интересов пролетариата), что затрудняет выявление её объективного, научного содержания. Тем не менее в социологии ценится ряд научных заслуг К. Маркса. Отметим, что он стоял у истоков теории социальной стратификации общества, а также явился одним из создателей теории социального конфликта. С Маркса начинается традиция исследования положительных функций социального конфликта: последний является необходимым для социального прогресса, совершенствования, обеспечивая движение общества вперед, переход к более высоким формам. К. Маркс и

Ф. Энгельс уделяли особое внимание такому социальному конфликту, как борьба пролетариата против буржуазии и пролетарская революция.

Социология Маркса отличается последовательной логикой и системностью, является своеобразной теоретической картиной жизни общества. Она имела немало сторонников в ХIХ и ХХ вв.

Вернемся к классическому позитивизму, но уже отметим, что на рубеже ХIХ-ХХ вв. он переживает трудности теоретико-методологического характера в объяснении общества. В социальной мысли в целом, и социологии в частности, нарастает отрицание принципов натурализма, естественнонаучных методов познания социальной реальности. Начинает проводиться резкая грань между миром природы и миром культуры, общества. Антипозитивизм (антинатурализм) получает свое теоретическое обоснование в Германии и начинает оказывать влияние на развитие социологической науки в целом. Немецкие теоретики, например, В. Дильтей (1833-1911), обратились к идеям своего соотечественника, основоположника немецкой классической философии И. Канта (1724-1801). Под влиянием неокантианства и произошел пересмотр методов познания социальной реальности. Стали подчеркиваться методологические различия «наук о духе» и «наук о природе». Был поставлен вопрос о специфике методологии гуманитарных наук, имеющих дело с реальностью особого рода – культурой, сферой ценностей. Их главным методом объявлялось «понимание» субъективного, ценностного смысла социальных процессов. Понимание как прямое постижение культуры и общества противопоставляется непрямому, выводному знанию, свойственному естественным наукам.

Антинатуралистическая волна способствовала утверждению такого теоретико-методологического направления, как «понимающая» социология, которая сосредоточилась на анализе значимых, смысловых элементов социальной жизни. Крупнейшим представителем антипозитивистской социологии в Западной Европе является немецкий ученый Макс Вебер (1864-1920).

Социология М. Вебера основывалась на признании особого характера социальных наук, не сводимых, по его мнению, к естественным наукам. Им постоянно подчеркивалось, что все социальные институты, структуры, формы поведения фактически основываются и регулируются тем смыслом, которым их наделяют люди. Иначе говоря, субъективный смысл, приобретающий всеобщий и обязательный характер, как раз и составляет суть социального. По Веберу, должно быть соответствие социальных действий некоему образцу, выражающему суть общественного интереса эпохи, или идеальному типу. При этом социология становится наукой об идеальных типах, т.е. идеальных моделях, образцах, которые регулируют поведение людей. Идеальный тип, по Веберу, это идеально-типическая конструкция, извлекаемая из эмпирической реальности индуктивным путем.

По Веберу, действия людей могут рассматриваться истинно социальными только в том случае, если они соотносятся с идеальными типами, обладая при этом целеполаганием – осознанно выдвинутой целью, соответствующей общественному образцу. В рамках социального действия индивид выражает свое Я, руководствуясь своим пониманием сущего и должного. Здесь и кроется особая область, которой занимается социология, призванная в индивидуальных и групповых действиях видеть раскрытие субъективных мотивов, которые реализуют себя согласно идеальным типам. Социология поднимается до уровня научного обобщения, ибо она обобщает (генерализирует) частное, индивидуальное, субъективное, никогда не отрываясь от частного и индивидуального.

Особо следует отметить научную этику М. Вебера («Наука как призвание и профессия», 1920). По его мнению, социология должна основываться на научных суждениях, свободных от ценностей, т.е. от разного рода личных пристрастий ученого, что и делает социологию истинно объективной.

Завершая рассмотрение вопроса о западноевропейской социологической традиции, отметим, что в рамках ХIХ-начала ХХ вв. новая наука представлена разными направлениями, основными из которых были позитивизм, социология К. Маркса, антипозитивизм. Ученые по-разному относились к проблеме социальной революции: одни – О. Конт, Г. Спенсер – отвергали революцию, будучи сторонниками эволюционного пути развития общества, другие – К. Маркс, Ф. Энгельс – отстаивали тезис: «Революции – локомотивы истории». Классическая социология существовала как теоретическая наука, проводившая макросоциологический анализ общества. Но уже в веберовской социологии, где основным методом выступает понимание субъективно-личностной стороны общественной жизни, намечается поворот к микросоциологическому анализу.