Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- снижение рождаемости в годы Первой мировой войны, гражданской войны и в годы военного коммунизма;
- компенсационное повышение рождаемости после окончания гражданской войны в эпоху НЭПа;
- коллективизация сельского хозяйства, раскулачивание (с 1928 года) и голод 1933 года;
- запрещение абортов в 1936 году и активизация пронатолистской политики;
- падение рождаемости в годы Великой Отечественной войны;
- компенсационный рост рождаемости в последние годы и в период хрущевской «оттепели»;
- демографическое эхо Великой Отечественной войны;
- введение новой семейной политики и повышение рождаемости в период горбачевской «оттепели»;
- современное понижение рождаемости.
С возрастно-половым составом населения тесно связана семейная структура общества.Она изменяется в связи с заключением браков, а также под влиянием рождаемости и смертности. Семейная структура широко используется при изучении воспроизводства, миграции, уровня и образа жизни населения, социализации населения, социализации молодых и выхода на пенсию старших поколений.
Не менее важное значение имеет генетическая структура населения.Генетическая структурапредставляет собой соотношение в составе населения между лицами, родившимися в данной местности (район, область, страна), и теми, кто туда вселился из других местностей , и выделение среди приезжих (в прошлом мигрантов) групп в зависимости от времени вселения. Этот вид структуры является важной характеристикой населения тех стран и районов, в демографическом развитии которых существенную роль играют или играли в недалеком прошлом внешние миграции. К числу таких стран относятся например, США, все население которых, по определению А.Линкольна, бывшие мигранты. В России население многих ее территорий, прежде всего, северных и восточных, практически сформировалась из бывших мигрантов и их потомства. В частности , на русском дальнем Востоке к началуXXIвека в структуре населения на долю тех, кто вселился в этот регион вXXв. и их потомства, приходится свыше 3/5 населения. В целом же в населении страны в середине 90-х годовXXв. на долю тех, кто проживал в месте постоянного жительства с рождения, приходилось 58 %.
Распределение жителей той или иной местности на две группы: на тех, кто проживает в ней с рождения, и на тех, кто там проживает не с рождения, т.е. в разное время мигрировал туда из других районов, - не единственное отличие генетических структур населения разных регионов. Другим отличительным признаком выступает время вселения мигрантов в данную местность. Так, если в составе приезжего населения доля лиц, проживающих в месте постоянного жительства 20 лет и более, в Московской, Ярославской и Тульской областях составляет 53-57 %, то в Магаданской, Читинской и Камчатской – 37-39 %, а в Ханты-Мансийском автономном округе - менее 14%.1
В России, как показывает практика, местные уроженцы и бывшие мигранты, прожившие в данной местности 10 лет и более, составляют ядро постоянного населения. Это старожилы. Приезжее население, прожившие в данной местности менее 10 лет – новоселы.
Наиболее достоверную информацию о генетической структуре населения дают переписи населения.
Анализ социально-демографической структуры населения будет неполным без учета его этнического состава, поскольку демографические показатели разных народов существенно различаются. Этническая принадлежность включает национальные, культурные, религиозные, лингвистические признаки, по которым различные этнические группы отличаются друг от друга.
- Социология
- Содержание
- Предисловие
- Тема 1. Социология как наука
- 1. Объект и предмет социологии.
- 2. Внутреннее многообразие социологии.
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии.
- I. Объект и предмет социологии
- 2. Внутреннее многообразие социологии
- 3. Социология и жизнь общества. Функции социологии
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 2. История возникновения и развития социологии
- 2. Западноевропейская социологическая традиция
- 3. Развитие социологической науки в хх в. Многообразие теоретико-методологических направлений в современной социологии
- 4. Социология в России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Конкретные социологические исследования как составная часть процесса социологического познания
- 2. Программа социологического исследования
- 3. Методы социологического исследования
- 4. Анкета как инструмент социологического исследования
- Контрольные вопросы
- Список литература
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- 3. Социальные общности и социальные группы
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 5. Общество как социальная система
- 1. Социологические подходы к обществу как объекту познания
- 2. Механизм функционирования общества
- 3. Типы современных обществ. Характерные особенности информационного общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 6. Социальная структура общества
- Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры
- Социальная стратификация и социальная мобильность
- Изменения в социальной структуре современного российского общества
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- 1. Этнонация: концепции сущности
- 2. Межэтнические отношения
- 3. Межэтнические конфликты и их типы
- 4. Особенности этнической ситуации в современной России
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 8.Личность и общеcтво
- 1. Понятие личности в социологии. Социологические
- 2. Макро - и микросоциологические концепции личности
- 3. Взаимодействие личности и общества
- 4. Социальная среда и социализация личности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 9. Культура и общество
- Культура в системе социологического знания. Сущность, структура, функции, принципы культуры
- 2. Типы культуры и характер их взаимодействия. Ведущие тенденции развития культуры в современный период
- 3.Культура России: традиции и современность
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 10. Девиантное поведение
- 1. Девиации и нормы.
- 2. Причины и формы отклонений в поведении.
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности.
- 1. Девиации и нормы
- 2. Причины и формы отклонений в поведении
- 3. Основные тенденции мировой и российской преступности
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 11. Социально - демографические процессы в обществе
- 1.Демографические основы общественной жизни
- Возрастная пирамида населения России, 1994г. (на 1 января 1994 года) возраст (количество лет)
- 2.Основные социально-демографические формы движения населения
- 3. Социально-демографическая ситуация в Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Предмет и основные теоретические направления изучения социологии семьи
- 2. Функции семьи
- 3.Типология семейных структур и жизненный цикл семьи
- 4.Основные направления изменения семьи
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 13. Социология молодежи
- 1. Предметная область социологии молодежи.
- 2. Молодежь как социально - демографическая группа.
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной
- 1. Предметная область социологии молодежи
- 2. Молодежь как социально-демографическая группа
- 3. Социальные аспекты государственной молодежной политики (гмп)
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- 1. Социальное управление как система.
- Государственное регулирование как форма управления социальными отношениями
- Основные характеристики этапных моделей государственного развития социальных отношений
- Институт посредничества в регулировании социально-экономических отношений
- Контрольные вопросы
- Список литературы
- Краткий словарь основных понятий к темам курса
- Тема 1. Социология как наука
- Тема 2. История возникновение и развитИя социологии
- Тема 3. Методология и методика конкретно-социологических исследований
- Тема 4. Базисные элементы социальной жизни
- Тема 5. Общество как социальная система
- Тема 6. Социальная структура общества.
- Тема 7. Социология межэтнических отношений
- Тема 8. Личность и общество
- Тема 9. Культура и общество
- Тема 10. Девиантное поведение
- Тема 11. Социально-демографические процессы в обществе
- Тема 12. Семья как социальный институт
- Тема 13. Социология молодёжи
- Тема 14. Управление процессом развития социальных отношений
- Персоналии