logo search
УММ для бакалавров

Пояснительная записка

Методические материалы, адресованные студентам очной формы обучения Владимирского филиала РАГС, предназначены для лучшей организации работы по овладению философским знанием.

В определении содержания программы курса философии, его структуры, построения планов семинарских занятий автор исходит из требований обязательного государственного стандарта по философии и из концепции философии как теоретического мировоззрения.

Программа учебного курса состоит из трех частей:

Первая часть – история философии: становление и развитие философии как теоретического мировоззрения. В этой части философия различных эпох предстает как системное целостное отражение своей эпохи, как духовный образ своего времени. История философии оказывается сменой различных типов философского мировоззрения.

Вторая часть – философия как теоретическое мировоззрение. Здесь рассматривается общая структура философии, ее основные проблемы и доминирующие подходы к их решению. Выделяемые три блока философско-мировоззренческих проблем – онтология, философская антропология и аксиология – выступают взаимосвязанными разделами единой системы философского знания. Они вводят студентов в мир современной философии, где эти разделы философии могут рассматриваться в качестве отраслей философского знания. Такой подход продиктован культурологическими и образовательно-педагогическими целями, когда предпочтительнее рассмотреть философию в единстве всех ее аспектов, а не в виде суммы самостоятельных философских наук.

Третья часть – философия и методология научного и духовно-практического (ценностного) освоения действительности. В этой части рассматриваются вопросы взаимосвязи философии и других форм общественного сознания. По существу в ней выясняется место философии в духовной культуре общества.

Содержание программы нашло свое отражение в тематике лекционного курса, в планах семинаров и спецсеминаров, которые позволяют более углубленно изучить философские проблемы избранной студентами специальности.

В конце каждой части программы – равно как и к каждому семинару – приводится список источников и научной литературы, которая дает представление о состоянии исследования основных философских вопросов, составляющих содержание этой части философии. Рекомендуемая литература удовлетворит интерес студентов к философии и предоставит им свободу выбора мировоззренческих позиций.

Вместе с тем, безотносительно к изучаемому конкретному философскому вопросу, мы рекомендуем при подготовке к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам пользоваться следующей справочной и учебной философской литературой:

Антология мировой философии в 4-х томах. – М., 1969-1972.

Мир философии. Книга для чтения в 2-х частях. – М., 1991.

Новая философская энциклопедия. – М., 2000.

Новый энциклопедический словарь. Философия. – М., 2002.

Философская энциклопедия в 5-ти томах. – М., 1960-1970.

Философский энциклопедический словарь. – М., 1983.

Учебная литература:

Введение в философию в 2-х частях/ Под ред. И.Т. Фролова. 2-е изд. – М., 2003.

Вольф Р.П. О философии: Учебник. – М., 1996.

Алексеев П.Н., Панин А.В. Философия. Учебник. – М., 1997.

Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х тт. – Л., 1991.

История философии: Запад – Россия – Восток. В 4-х кн. – М., 1996-1999.

История русской философии/ Редколл.: М.А. Маслин и др. -М., 2001.

Реале Дж., Антисери Д. История философии в 4-х тт. – СПб., 1994-1997.

Философия. Учебник/ Под ред. В.Д. Губина. 2-е изд. – М., 2008.

Философия: Учебник/ Под ред. Л.Н. Москвичева. 2-е изд. – М., 2006.