logo search
книга семьеведенье Дивицына

4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей

  • Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых россиян, выглядит достаточно емко.

  • Она представлена законодательством, как общего характера, так и специального. Основы для развития законодательства, закрепляющего систему социальных прав пожилых людей, были заложены Конституцией Российской Федерации 1993 г.

  • Условно в систему социальных прав пожилых людей можно включить два вида норм:

    • нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в том числе особо значимые для пожилых людей;

    • нормы, непосредственно касающиеся прав пожилых людей и их особых групп (ветеранов, инвалидов и т. п.) и соответствующих этим правам обязанностей государ­ства, негосударственных структур и семьи.

    1. Статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Феде­рацию социальным государством, политика которого направ­лена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    2. По Конституции пожилым гражданам гарантируется рав­ные со всеми гражданами России социальные права и сво­боды. Это—общие нормы, входящие в систему социальных прав пожилых людей.

    3. Так, согласно ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инва­лидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством.

    4. В соответствии со ст. 41 Конституции пожилые люди, наряду со всеми, имеют право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях.

    5. Не существует запрета для граждан старшего поколения на образование: ст. 43 Конституции гарантирует общедоступность и бесплатность образования в государственных и муниципаль­ных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т. д.

    6. Важное право предоставлено гражданам пожилого воз­раста в ст. 44 Конституции РФ. Каждый имеет право на уча­стие в культурной жизни и использование учреждениями куль­туры, на доступ к культурным ценностям.

    7. Доступна всем в соответствии со ст. 51 Конституции ква­лифицированная юридическая помощь.

    8. Наряду с социальными правами ст. 33 Конституции пожилым людям предоставлено, право обращаться лично, а также направ­лять индивидуальные и коллективные обращения в государ­ственные органы и органы местного самоуправления. Обращаясь в государственные органы и органы местного управления с пред­ложениями, замечаниями, критикой недостатков, со своими соб­ственными проблемами, пожилые люди ощущают себя актив­ными участниками управления делами государства и, будучи настойчивыми, в изложении своих мнений, стараются принести пользу при выработке и принятии управленческих решений.

    9. Вышеперечисленные основополагающие конституционные нормы явились базисом для многих федеральных законов, указов президента, постановлений правительства РФ и других подзаконных актов, в том числе по социальной поддержке граж­дан пожилого возраста.

    10. Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представ­ляется целесообразным, прежде всего, остановиться на право­вых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти зако­нодательные акты, как содержащие материальную составля­ющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

    11. Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допу­скается и увольнение пожилых людей по инициативе адми­нистрации. Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду меж­дународно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольне­ние работников только по той причине, что они достигли пен­сионного возраста является антиконституционным актом.

    12. Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пен­сиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и мно­жеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей стар­шего возраста. Выход на пенсию—ключевой момент в пожи­лом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина, и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

    13. Действующее пенсионное законодательство многократно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, каса­ющиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.

    14. Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в РФ« 1990 г. назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельнос­тью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

    15. Этот Закон существенно отличается от Закона «О государ­ственных пенсиях в СССР» 1956 г.

    16. Во-первых, по Закону 1990 г. пенсиями обеспечивается более широкий круг лиц.

    17. Во-вторых, Закон 1990 г. ввел новый порядок финансирова­ния расходов на пенсии, Образован Пенсионный фонд РФ, сред­ства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.

    18. Согласно Закону 1990 г. размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжитель­ности его трудового стажа (ст. 16—18). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, которой позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии вклю­чается все виды выплат (дохода), полученных в связи с выпол­нением работы (служебных обязательств), на которые начисля­ются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).

    19. Впервые вышеназванным Законом введена социальная пен­сия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста либо призванный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.

    20. Как факт дополнительной социальной поддержки для опре­деленного круга граждан старшего поколения следует рассма­тривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.

    21. Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения воз­можностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пен­сионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пен­сии в период работы получают в полном размере.

    22. Важным нововведением является судебный порядок разре­шения споров по пенсионным вопросам (ст. 129).

    23. Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

    24. В перечне социального законодательства—Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 12 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).

    25. Это—один из основных социальных законов, который уста­навливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

    26. В соответствии с названным Законом1 (ст. 13) социальная защита ветеранов, большинство из которых—пожилые люди, предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий обеспечивающих экономическое и мораль­ное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополни­тельные права и гарантирующих ветеранам льготы по:

    • пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    • получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений;

    • оплате коммунально-бытовых услуг и торговому обслу­живанию;

    • медицинскому, протезно-ортопедическому обслужива­нию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекар­ствами и изделиями медицинского назначения;

    • обеспечению транспортными средствами и оплате про­езда;

    • трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда;

    • пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений;

    • получению услуг учреждений социального обслужива­ния, социальной и юридической помощи.