51. Массовидные явления психики.
К массовидным явлениям психики относят: 1) феномен паники; 2) феномен толпы; 3) распространение слухов; 4) наличие в обществе социальных сереотипов; 5) массовые религиозные психозы;6) феномен моды. 1. феномен паники отличается большей эмоц.составляющей. Паника - сост-е массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающее в процессе заражения им. Сост-е паники блокирует спос-ть ч-ка рационально мыслить, оценивать обстановку, мобилизовать волю. Причины: 1) общая обстановка психол.напряженности на определенной территории; 2)неожиданность угрозы; 3) недостаток О-ой инфо о происходящем; 4) физиологические причины( физическое и психическое истощение организма). В большей степени панике подвержена гр.с отсутствием лидера, с низкой сплоченностью, мало организованные группы. 2. феномен толпы ( изучали Тарт и Леббон). Возникает благодаря мех-ам зарожения и внушения, а т.ж.инстинкту "стадное чувство". Толпа вначале не организованная группа, но затем ее может организовать какой-либо человек. У людей размывается чув-во личной ответственности, оно перекладывается на всю группу. Толпа становится неуправляемой, охватанная негативными чувствами. 3. распространение слухов. Слухи - вид межличностной коммуникации когда сообщения о реальных или вымышленных событиях распространяется в широкой аудитории, большой социальной группе или обществе. Они вкл.: а)описание произошедшего; б)мнения, оценки, комментарии. В процентном соотношении 1 и 2 эл-ты: 20:80. Причиной происхождения слухов и их распространения явл.неудовлетворенность населения в конкретной инфо, которая заменяется слухами либо спонтанно, либо усилиями определенных лиц или групп. Борьба со слухами возможна в случае соблюдения принципа гласности и грамотной информированной политики. 4. феномен моды. Мода - динамическая форма стандартизированного пов-я людей, возникающая преимущественно стихийно под влиянием преобладающих в обществе или к-то соц.группе соц.чувств или настроений. Модным может быть образ жизни, стиль поведения, ориентация на опред.политическую партию. Приверженность моде имеет возрастные закономерности. В подрост.и юношеск. Возрасте следовании моде явл.1 из самых главных способов самоутверждения среди сверстников. В период взрослости не столь явное соблюдение моды. 5. массовые психозы - возникают периодически под влиянием определенных исторических или соц. условий. Некоторые религиозные идеи приобретают популярность и люди становятся подвержены их влияниям.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.