logo search
книга семьеведенье Дивицына

1.Положение детей-инвалидов в современной России

  • В последние годы все большие усилия педагогов, психологов и соци­альных работников направлены на понимание природы взаимоотно­шений родителей и детей. Эти уси­лия связаны с осознанием того, что именно в семье ребенок проходит пер­вые этапы социализации, вступает в социальные отношения, начинается развитие его личности. Социальная значимость семьи особенно возрас­тает при формировании личности детей с ограниченными возможно­стями. Поскольку именно от взаимо­отношений такого ребенка с родите­лями зависит насколько адекватными будут его отношения с социальной средой. Отсюда одним из актуальнейших направлений явля­ется совершенствование содержания и форм работы учрежде­ний социального обслуживания семьи, имеющей детей с огра­ниченными возможностями, повышение эффективности помощи таким семьям в воспитании, образовании, медицинском обслу­живании, социальной адаптации и реабилитации.- Очевидные достижения не перекрывают, тем не менее, столь же явных пока отставаний и упущений, имеющихся в данной области.

  • Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) инва­лид означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей.

  • В рекомендациях к реабилитационной программы 44 сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными барьерами, которые позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалид­ность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. инва­лид определяется как лицо, которое имеет нарушения здоро­вья со стойким расстройством функций организма, обуслов­ленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При определении ограничения жизнедеятельности учитывается полная или частич­ная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

  • Во исполнение Федерального закона от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановлений Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. № 392 «О государственной службе медико-социаль­ной экспертизы» и от 13.08.96 № 965 «О порядке признания граждан инвалидами» практически завершены мероприя­тия по организации медико-социальной экспертизы детского населения. При этом использованы различные организацион­ные формы: введение педиатров в составы бюро медико-соци­альной экспертизы, которые ранее освидетельствовали только взрослое население, создание специализированных педиатри­ческих бюро медико-социальной экспертизы, предназначенных для освидетельствования только детского населения.

  • Лицам, признанным инвалидами до достижения 16 лет, учреждения медико-социальной экспертизы, устанавливается категория «ребенок-инвалид». Различают инвалид детства и инва­лид с детства. Ограничение статуса детской инвалидности 16 годами противоречит как Гражданскому и Семейному кодек­сам, по которым состояние детства прекращается только в 18 лет, так и практике социально-реабилитационных учреждений.

  • Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. при­знаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормаль­ного физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им тру­диться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.

  • Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп. По возрасту: дети-инвалиды, инвалиды-взрослые. По происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инва­лиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания. По степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные

  • и нетрудоспособные, инвалиды I группы (нетрудоспособные), инвалиды II группы (временно нетрудоспособные или трудо­способные в ограниченных сферах), инвалиды III группы (тру­доспособные в щадящих условиях труда). По характеру забо­левания: инвалиды могут относиться к мобильным, маломо­бильным или неподвижным группам.

  • В мировой практике социально-правовой защиты детства выделяются несколько категорий детей, находящихся в особо трудных условиях и являющихся наименее защищенной частью общества. Среди них в особую группу выделяются дети с откло­нениями в развитии умственной деятельности, речи, сенсорной, двигательной, эмоционально-волевой сфер, у которых неизбежно ограничены индивидуальные возможности жизнедеятельности и трудоспособности. Рабочая группа Комиссии по правам чело­века, занимающаяся разработкой комплекса принципов и гаран­тий для защиты людей этой категории, пришла к единственному выводу о необходимости использования термина «дети с ограни­ченными возможностями», поскольку он более глубоко и научно определяет способность человека, отличной от нормальной, и не привносит уничижительного смысла в это слово. Жизнь таких людей отличается от нормального детства и нередко наполнена физической болью и душевными страданиями. Социальная под­держка детей и их семей данной категории считается одной из важнейших гуманистических задач всех стран международ­ного сообщества и отражена в важнейших международных пра­вовых документах:

    • Всеобщаядекларация прав человека.

    • Декларация о правах инвалидов.

    • Декларация о нравах умственно отсталых лиц.

    • Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.

    • Конвенция о правах ребенка.

    1. А. А. Дискиным и Э. Н. Панюховой в «Социально-бытовой и тру­довой реабилитации инвалидов» отмечается, что «контингент инвалидов с детства весьма неоднороден. В целях разработки мер реабилитации его целесообразно разделить на две большие группы—дети с отклонениями в умственном и с отклонениями в физическом развитии». Такое разделение—слишком общая типология. Трудности, которые возникают у родителей в лечении, образовании и воспитании слепых детей, детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата или с врождённым пороком сердца весьма различны. Предлагаем следующую типо­логию семей, имеющих детей с ограниченными возможностями:

    1. Семья с плохо слышащими и глухими детьми.

    2. Семья со слабовидящими и слепыми детьми.

    3. Семья, имеющая детей с психическими и эмоциональ­ными патологиями.

    4. Семья с детьми, имеющими физические нарушения.

    5. Семья, имеющая детей с множественными нарушени­ями и патологиями.