56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.
Для справедливого распределения ценностей (в том числе и освобождения от тяжелых обязанностей) не обязательно условие наличия трех лиц (не менее двух делящих ценности сторон и третейский судья), достаточно и одного оценивающего ситуацию субъекта. Им может быть одна из сторон или мыслительная машина. Все они руководствуются или незакрепленным постановлениями государства набором правил оценки поступков — моралью или закрепленными — законами. Справедливость всегда осуществляется между заинтересованными в ней субъектами, поэтому она появляется одновременно с первыми истоками социальных отношений. Она всегда социальна.
Тем не менее в практике выделилось понятие «социальной справедливости», предполагающей относительно равномерное распределение всех или некоторых благ в обществе. В отличие от понятия «справедливость» понятие «социальная справедливость» используется для оценки положения дел в обществе, а не конкретных поступков. По этой причине понятие «социальная справедливость» не тождественно «распределительной справедливости» Аристотеля, которая относилась к действиям конкретного человека или государства по распределению благ. В СССР этот утопический термин носил и практический характер: многие популистские решения оформлялись как проявление «социальной справедливости».
Абстрактная «справедливость» предполагает абстрагирование от конкретных ситуаций и индивидов и наделение фактически отличающихся людей равными правами, что приводит к неравенству результатов использования этих прав или невозможности обеспечить заранее запланированный результат. Наоборот, «социальная справедливость» предполагает контроль за распределением результатов деятельности граждан, что требует наделения граждан неравными правами.
Буржуазные революции отменили особые льготы сословий, социалистические революции отменили преимущества, получаемые частью населения от владения крупной собственностью.
Справедливость не мыслима вне равенства людей. Любые формы неравенства нуждаются в насилии, в государственном, правовом и информационном терроре. Проблемы Советского Союза были вызваны отходом от принципа социализма - от каждого по способностям, всем поровну. Коварный принцип "оплаты по труду" был использован советской партноменклатурой для "теоретического" конституирования неравенства, принявшего самые уродливые, зачастую архаичные формы. Неравенство порождало несправедливость, блокировало свободу самореализации человека, тормозило развитие производительных сил. Что, в конечном итоге, и привело советское общество к застою и краху.
Механизмом перцептивной защиты может служить и другой феномен, описанный в социальной психологии – так называемая вера в справедливый мир. Открытый М.Лернером, этот феномен состоит в том, что человеку свойственно верить в наличие соответствия между тем, что он делает, и тем, какие награды или наказания за этим следуют. Это и представляется справедливым. Соответственно человеку трудно верить в несправедливость, т.е. в то, что с ним может случиться что-то неприятное без всякой "вины" с его стороны.
- 1. Современная социальная психология: предмет и объект исследования, связь с другими науками.
- 2. Методологические принципы социальной психологии
- 3. История формирования социально-психологических идей в рамках философских и социологических учений.
- 4. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную дисциплину.
- 5. Первые социально-психологические теории: «психология народов», «психология масс».
- 7. Отличие научной социальной психологии от житейской.
- 8. Основные этапы становления и развития социальной психологии.
- Социальный эмпиризм (7в.Д.Н.Э.-19в.Н.Э.)
- Социальная философия (Сер. 19го века – 20е 20го века)
- 3. Социальный анализ ( начиная с 20х годов…)
- 9. Практические приложения социальной психологии.
- 10. Классификация методов социально-психологических исследований.
- 11. Наблюдение и визуальная психодиагностика.
- 12. Опросные методы, их возможности и ограничения.
- 13.Тестирование и эксперимент в социальной психологии.
- 14. Активные методы социально-психологической диагностики и обучения.
- 15. Гол и метод экспертных оценок.
- 16. Психология группы: определение социальной группы; классификация группы.
- 17. Структурные и динамические характеристики малой группы.
- 18. Социально-психологические феномены (характеристики) малой группы.
- 19. Социометрическая теория Морено и социометрические метод исследования.
- 20. Психологическая совместимость и срабатываемость.
- 21. Теория поля к. Левина.
- 22. Типы лидеров. Комплементарная функция лидера.
- 23. Проблемы личности и группы. Взаимодействия личности и группы (по а.В. Петровскому).
- 24. Разновидности референтных (эталонных) групп.
- 25 Конформность как социально-психологический феномен.
- 26. Закономерности принятия групповых решений. Влияние большинства и меньшинства в группе. Феномен «сдвига риска».
- 27. Проблемы личности в социальной психологии. Определение личности. Структура личности.
- 28. Проблема образа «я» в социальной психологии.
- 29. Социальная идентичность личности.
- 30.Нарицательные характеристики личности и поведения.
- 31. Социализация: этапы, институты, механизмы, эффекты.
- 32. Половая социализация.
- 33. Критерий зрелой личности. Самоактуализирующаяся личность (по а.Маслоу)
- 34. Диспозиционная концепция личности в.А. Ядова.
- 35. Авторитарность и агрессивное поведение. Теории агрессии.
- 36. Теория когнитивного диссонанса л.Фестингера.
- 37. Особенности детской и молодёжной субкультуры.
- 38. Ролевая теория личности
- 40. Социальная установка. Парадокс Лапьера.
- 41. Социальные стереотипы и предрассудки.
- 43. Общения как коммуникация. Психологические барьеры общения. Средства общения.
- 44. Общение как социальная перцепция. Закономерности первого впечатления. Эффекты межличностного восприятия.
- 45.Общение как понимание людей друг друга и аттракция.
- 46. Коммуникативная компетентность и её развитие.
- 47.Тренинг сенситивности и делового общения. Профессиональный отбор тренеров.
- 48.Общение как интеракция.
- 49. Соотношение категорий «общение» и «деятельность».
- 50. Феномен каузальной атрибуции и его проявление в общении.
- 51. Массовидные явления психики.
- 52.Механизмы влияния: заражение, внушении, убеждение.
- 54.Ролевые конфликты.
- 55. Адаптация к новой культурной среде и пути её оптимизации.
- 56. Межгрупповые отношения и социальная справедливость.