logo search
Учебник социология / Учебник

1. Объект и предмет социологии.

Данной темой открывается вузовский курс «Социология». Ее назначение - охарактеризовать социологию как особую, специфическую отрасль научного знания, дать общее представление о ней как отдельной, относительно самостоятельной науке.

Общее представление о науке, о том, что она изучает, какими исследова­тельскими средствами и приемами пользуется, как она устроена, как соотносится с другими и, прежде всего, родственными ей науками, какое место она среди них занимает, какие функции выполняет и какую практическую роль в жизни человека играет, является важным предварительным условием для успешного овладения как учебным курсом в целом, представляющим данную науку, так и каждой отдельно взятой его темой.

Без такого, то есть предварительного, хотя бы и самого общего, знакомства с наукой начинать изучать соответствующую ей учебную дисциплину, все равно, что мореплавателю отправиться в плавание без карты и навигационных приборов: оно способно дать - и это в лучшем случае - лишь фрагментарные, лишенные какой-либо целостности и логики знания, зафиксированные в данной дисциплине.

Применительно к изучению основ социологии это особенно важно. Дело в том, что социология занимает особое место среди других обще­ственных наук, суть которого в том, что она (социология) имеет свое предметное, исследова­тельское отношение, можно сказать, ко всем без исключения сторонам обще­ства, в том числе и изучаемым другими науками. Это, во-первых. Во-вторых, вузовский учебный курс, представляющий эту обширнейшую, многоплановую дисциплину, является в настоящее время весьма ограниченным по своему объ­ему сравнительно с тем кругом проблем, которые составляют в своем единстве исследовательское поле социологии как науки и которые необходимо было бы рассматривать в курсе, чтобы заложить у изучающих данную дисциплину основы социологического мышления.

Общее предварительное представление о социологии как науке, которое обеспечило бы целенаправленный, организованный и системный процесс изучения ее как учебного курса, может быть выработано, если в этой первой, ввод­ной лекции курса поставить и рассмотреть следующие вопросы.