Вопрос 6. Модели бытия
″Используя … категорию «бытие», ученые характеризуют вечное, упорядоченное … в космосе. … Мир, изучаемый отдельным науками, не может быть понят целостно. Эта задача осмысливается философскими учениями – онтологией и космологией.″5 ″Концепция целостной картины мира превращается в высокоабстрактную модель его бытия…. Эта философская концепция бытия стимулирует совершенствование человеческого разума, постигающего … бытие … мира.″6 ″Парменид … утверждал, что бытие – это … то, что реально существует по Вселенной. За две с половиной тысячи лет философских размышлений содержание категории «бытие» … расширилось…. Бытие … вся объективная реальность, «схваченная» человеческим разумом.″7
″Космос (греч. kosmos – устройство, упорядоченность, украшение) – философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; … космос антиномичен хаосу как бесформенной неупорядоченности. [Однако] идея мира как космоса … сопрягается в постмодернизме с семантическим гештальтом «корня» (мир как ветвящееся дерево)…, а понятие «космос» замещается в постмодернизме понятием «хаосмоса»…: правильность как проявление порядка космоса сменяется порядками правил игры (Делез).″1
″В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно … назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. … Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов. Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время … как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне … взаимодействий пространство и время считались несуществующими…, допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. … С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции равноценны.″2 ″Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки.″3 ″Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой. Ее основоположниками считаются Г. Хакен и И. Пригожин. Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы: они распространяются на все материальные системы. … Природные процессы … неравновесны и нелинейны; именно такие процессы синергетика рассматривает в качестве предмета своего изучения.″4
А ″экскурс в … и развитие категории «материя» осуществляется … путем анализа трех … этапов её эволюции, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи; 2) свойства; 3) отношения. Первый этап был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. … Эта концепция развивалась через учение Анаксагора о … гомеометриях к представлению Левкиппа и Демокрита, согласно которым мир состоит из несотворенных и неизменных материальных атомов.… Второй этап становления категории материи связывают с эпохой Нового времени, … всеобщая сущность вещей видится не столько в наличии у них единого субстрата, сколько … атрибутивных свойств – массы, протяженности, непроницаемости … в работах Галилея и … Ньютона.… В условиях … революции в естествознании конца 19 – начала 20 веков … вводится представление о материи, как о том, ″что, действуя на наши органы чувств, вызывает у нас те или другие ощущения″ (Плеханов).″5
″«Коперниковский поворот» – … новая ориентация … исследователя (в связи с поворотом Коперника от геоцентрического и гелиоцентрическому пониманию мира). Для Канта такой «коперниковский поворот» заключается в его переходе от эмпирически данного назад, к субъекту, сознание которого предписывает предметам их законы и … делает их составными частями мира этого сознания; благодаря этому … в субъекте достигается то, что Кант называет «трансцендентальным», … априорные основы и условия всякого опыта вообще.″6
″Витализм (лат. vitalis - жизненный) – 1) – течение в биологии, отстаивающее наличие у представителей живого мира особых нематериальных факторов, определяющих специфичность этого мира и его качественное отличие от неживого. Витализм берет своё начало от древнего анимизма. … Наиболее полно система витализма была изложена … Г. Дришем. Для витализма характерна абсолютизация качественного своеобразия живого, отрицания роли химических и физических закономерностей в нем…. 2) – концепция… Биша, определившего жизнь как ″совокупность функций, оказывающих сопротивление смерти″ и переставшего трактовать смерть как ″неделимое мгновение″.″7
- Вопрос 1. Предмет философии. Специфика философского знания
- Вопрос2: Основные проблемы философии
- Вопрос 3. Онтология, гносеология, аксиология, праксиология. Философская антропология.
- Вопрос 4. Философия как мировоззрение и методология
- Вопрос 6. Модели бытия
- Вопрос 6. Идея развития в философии
- Вопрос 7: Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности
- Вопрос 8. Метафизика. Философский метод
- Вопрос 8: Философские методы познания
- Вопрос 9. Основные течения философской мысли
- Вопрос 10. Философия и культура. Картины мира
- Вопрос 11. Проблема сознания в философии
- Вопрос 11. Психика, мышление, сознание. Субъективная реальность
- Вопрос 12. Измененные состояния сознания и бессознательное
- Вопрос 13. Сознание и мозг. Психофизическая проблема
- Вопрос 19. Гносеология. Базовые категории – субъект, объект, знание, вера
- Вопрос 20. Историческая природа познания. Знание и незнание
- Вопрос 23. Рациональное и иррациональное в познании
- Вопрос 24. Рост научного знания. Типы рациональности
- Вопрос 26. Аксиология. Ценности и смысл.
- Вопрос 29. Смысл человеческого бытия. Свобода и ответственность
- Вопрос31: Социальная философия. Структура общества
- Вопрос32: Основные характеристики человеческого существования: неповторимость, творчество, свобода
- Вопрос 33. Сущность и существование человека
- Вопрос 34. Человек и общество: проблемы социальной философии
- Вопрос 35. Человек и природа. Экологическая проблема
- Вопрос 15. Природа и сущность человека