logo search
Учебник социология / Учебник

3. Взаимодействие личности и общества

Социология, исследуя личность, использует данные самых различных наук (философии, этики, психологии, социальной психологии, педагогики), но преимущество отдается изучению личности как источника социальной жизни, как ее единственного носителя и деятеля.

К проблеме "личность и общество" социологя наметила два относительно самостоятельных, но тесно связанных подхода.

Первый подход направлен на осмысление того, как устроена социаль­ная жизнь, как социальные институты, общности, общество в целом соот­носятся с потребностями единичной личности, насколько они должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее.

Второй подход состоит из нескольких проблем: а) как личность взаимодействует в конкретном социуме, насколько способна проявить свою не­зависимость, свою автономность; б) как часть общества, общественные связи, инсти­туты программируют ценности, иерархию и жизненный путь личности, ее взлеты и падения.

Социология занимается исследованием личности как реально дей­ствующего, выбирающего, предпочитающего субъекта. При этом внимание фо­кусируется на устойчивых, повторяющихся элементах реальной жизнедеятель­ности личности, на ее взаимосвязях в обществе.

Таким образом, социология изучает взаимодействие личности и со­циальной среды, что в самом общем виде понимается как деятельность удо­влетворяющего свои потребности, преследующего свои цели в конкретных социальных связях и взаимодействиях индивида.

Автономия личности проявляется как в процессе восприятия ею предложений, условий, требований, предъявляемых обществом, так и в про­цессе осуществления ею своих социальных ролей.

Следовательно, основные проблемы отношения личности и общества сводятся к следующим вопросам:

- как соотносятся стабильные социальные институты с подвижными потребностями и интересами отдельной личности;

- как в конкретном обществе организовано взаимодействие одних личностей с другими;

- какова степень автономности, независимости личности от социаль­ных институтов общества.

Проблемы взаимоотношений человека и общества проявляются в том, что поведение человека социально детерминировано и сам он является объ­ектом социальных отношений, то есть действий, идущих со стороны общества и его институтов.

С другой стороны, воздействие человека на общество предполагает рассмотрение его как субъекта общественных отношений. Это означает, что человек одновременно должен рассматриваться в качестве активно дейст­вующего лица, способного изменять и постоянно изменяющего среду своего обитания.

Социальная активность личности является необходимым условием осуществления ею своей функции субъекта (творца) общественных отно­шений. Рассмотрим ее в двух основных аспектах: а) как свойство личнос­ти, обусловленное, прежде всего, ее природными данными и усиленное ка­чествами, которые формируются в процессе воспитания, образования, об­щения и практической деятельности; б) в ка­честве некоторой конкретной меры деятельности личности. В данном случае акти­вность может быть выражена в определенных количественных показателях и потому часто становится предметом социологических исследований, напри­мер, измерение трудовой активности. В данном случае используется матричный подход к активности, то есть анализ ее в вертикальном и горизонтальном срезах.

Основные виды социальной активности совпадают с основными сфера­ми общественной жизни - трудовой, социально-политической, духовной, семейно-бытовой и др. При характеристике содержательной стороны социальн­ой активности необходимо учитывать отношение личности к объекту ее де­ятельности. Высшим проявлением социальной активности в этом смысле является творчество.

Отразив проблемы взаимоотношения личности и общества, где личность выступает не только объектом, но и активным субъектом соци­альных отношений, перейдем к рассмотрению социального статуса и соци­альных ролей как механизма взаимодействия личности и общества.

Слово "статус" пришло в социологию из латинского языка. В Дре­внем Риме оно означало состояние, правовое положение юридического лица. Однако в конце XIX века английский историк Г.Д. Мейн придал ему социо­логическое значение. Статус - социальное положение человека в обществе.

Социальное положение - обобщающая характеристика, охватывающая профессионально-экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека. Врач - профессия; работник наемного труда, име­ющий средний доход - экономический параметр; член демократический партии - политическая характеристика; женщина в возрасте 35 лет – демографический показатель (к ним же относится и национальность). Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных позиций.

Каждая позиция (или ячейка) имеет ряд существенных прав и обязанностей. Благодаря им и получается функциональная зависимость ячеек. Например, мы знаем обязанности отца, матери по отношению к де­тям, а дети – соответственно к родителям.

Статус описывает место индивида в системе общественного разде­ления труда, которая "пронизывает" все общество. Статус - это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями посредством системы прав и обязанностей. Любой че­ловек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набо­ром (термин ввел американский социолог Р. Мертон).

Статусный набор - совокупн­ость всех статусов, занимаемых данным индивидом. Например, господин Р. – мужчина, средних лет, заведующий кафедрой, член профсоюза, член консе­рвативной партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и. т.д.

В каждом наборе статусов всегда найдется ключевой. Главным ста­тусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют.

Необходимо различать два вида статуса - личный и социальный. Социальный - это положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классо­вой, национальной). Личный статус - положение, которое человек зани­мает в малой (или первичной) группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Заметно, что социальн­ый статус играет главенствующую роль среди незнакомых людей, а личный – среди знакомых.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, по­скольку мы причастны ко многим большим и малым группам. К последним относятся семья, круг родственников, знакомых, спортивная команда, шко­льный класс, студенческая группа, клуб по интересам и т.д.

Существуют и другие виды статусов. Например, приписываемый статус, или аскриптивный – это статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени. Приписываемый статус не совпа­дает с прирожденным. Прирожденными считаются только три социальных ста­туса: пол, национальность, раса. Негр, прирожденный статус, характери­зующий расу. Мужчина - прирожденный статус, характеризующий пол. Рус­ский – прирожденный статус, характеризующий национальность.

Приписываемый статус очень напоминает прирожденный, но к нему не сводится. Прирожденным является биологически унаследованный статус. Приписываемым является социально приобретенный, но одинаковый по наз­ванию с прирожденным статус. Так, «сын» может быть и прирожденным, и приписываемым статусом. Поэтому социологи называют и тот, и другой типы статуса одним словом – приписываемый статус.

Таким образом, приписываемый (аскриптивный) статус - это такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и/или которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Существенно отличается от приписываемого статуса достигаемый. Достигаемым называется статус, который человек получает благодаря соб­ственным усилиям, желанию, свободному выбору, либо приобретается благо­даря удаче и везению. Достигаемый статус требует принятия самостоятель­ных решений и самостоятельных действий. Чем динамичнее общество, тем больше в его социальной структуре ячеек, рассчитанных на достигаемые статусы. Чем больше в обществе достигаемых статусов, тем оно демократичнее. Установлено, например, что раньше в европейском обществе бы­ло больше приписываемых, а сейчас больше достигаемых статусов.

Приведенная выше иерархия статусов представляет собой основу социальной стратификации, так как, когда идет речь о ранжировании ста­тусов, то имеется в виду, прежде всего, престиж функций, закрепленных за данным статусом. Престиж, по существу, представляет собой иерархию статусов, разделяемую обществом и закрепленную в культуре, в обществен­ном мнении.

Иерархия и престиж статусов зависят, во-первых, от реальной значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур, во-вторых, от системы ценностей, шкалы предпоч­тений, учитываемой в данной культуре. Эти два фактора одновременно и тесно взаимодействуют друг с другом и относительно независимы друг от друга. Общество, в котором существует необоснованная престижность одних статусов, и, наоборот, необоснованная заниженность других, утра­чивает состояние равновесия статусов и неспособно обеспечить свое нормальное функционирование.

Социальный престиж играет огромную роль в распределении социальных желаний, планов энергии (особенно у молодежи). В этой среде соз­дается особое социальное напряжение, сосредотачиваются наиболее акти­вные, подготовленные, амбициозные члены общества. И в этом плане пре­стиж того или иного статуса оказывает существенное влияние на самово­сприятие, утверждение собственного «Я». Самовосприятие есть своеобраз­ное зеркало восприятия другими своего статуса. Эта статусная самооценка как сущностная черта целостной личности имеет две крайности. Низкая статусная самооценка обычно связана со слабой сопротив­ляемостью внешнему влиянию, с конформизмом, неуверенностью в себе и пессимизмом. Высокая самооценка, наоборот, чаще связана с активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным оптимизмом.