Имеющих детей-инвалидов
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов невозможна без управленческих органов. Они существуют на всех уровнях государственного управления. В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации имеется несколько комитетов, которые в большей или меньшей мере занимаются проблемами инвалидов: комитет по труду и социальной политике, комитет по делам ветеранов, комитет по охране здоровья, комитет по делам женщин, семьи и молодежи. В Совете Федерации Федерального Собрания России также имеется комитет по социальной политике, одной из главных функций которого является социальная защита населения. Составная часть этого комитета—управление по делам инвалидов. В республиках, краях, областях страны функционируют управления делами инвалидов, соответствующие центральным органам. Во всех административных округах также действуют комиссии, отделы, управления по делам инвалидов.
Помимо государственных органов управления имеются и ведомственные управленческие подразделения, занимающиеся делами инвалидов. Во многих поликлиниках работают специальные врачи, как правило, в ранге заместителей главных врачей поликлиник, которые дают заключения и оформляют документы на представление граждан к инвалидности в органы социального обеспечения. Во всех администрациях округов и районов созданы специальные медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК), которые принимают окончательное решение об инвалидности людей, определяют группы инвалидности, выписывают документы (справки), служащие юридическим основанием для оформления инвалидности.
Наконец, в системе социального обеспечения действуют управления, отделы, сектора, которые назначают пенсию по инвалидности, следят за ее индексацией, перерасчетом сумм, переводом пенсий на трудовые сберегательные книжки или в почтовые отделения связи, обслуживают инвалидов на дому и т. д. Это—окружные, муниципальные, районные управления, куда ежедневно обращаются сотни клиентов и которые обслуживают десятки тысяч людей, нуждающихся в социальном обеспечении и поддержке.
Управленческие функции по делам инвалидов выполняют также органы министерств обороны, внутренних дел, безопасности, иностранных дел и др. Действуют всероссийские общества инвалидов, глухих, слепых, которые возглавляют правления, имеющие вертикальную управленческую структуру вплоть до специализированных предприятий.
Относительно реабилитации детей с ограниченными возможностями, по единодушному мнению специалистов в этой области, данный процесс необходимо начинать с семьи. Ибо роль семьи в реабилитации детей-инвалидов просто трудно переоценить. Участие членов семьи, особенно матери, оказывается определяющим в результатах реабилитации. Но при этом значение семьи может быть не только положительным, но и отрицательным. Вот почему в лечебно-профилактических учреждениях, где проводится лечение и другие реабилитационные мероприятия, организована работа с членами семей детей-инвалидов.
Родители должны быть подготовлены к осуществлению реабилитации детей-инвалидов в домашних условиях. Роль социального работника в этих случаях чрезвычайно велика, так как именно от него ждут совета, помощи. Отсутствие веры родителей в успех реабилитации оказывает негативное влияние на образ жизни ребенка-инвалида, а вера в успех формирует положительный психологический климат, социально-экономическую активность родителей и т. д., что в свою очередь, способствует адаптации, успешности обучения и всему процессу интеграции ребенка-инвалида в общество.
Характер реабилитационной работы с ребенком-инвалидом в семье определяется особенностью заболевания. Реабилитация инвалидов вследствие заболеваний, приводящих к умственной отсталости, требует систематических, множественных занятий с целью обучения навыкам самообслуживания и гигиены, в школьном возрасте и далее—дополнительных занятий по овладению школьной программой, профессиональными навыками. Инвалидам с детства вследствие патологии, приведшей к отклонениями в физическом развитии, требуются более длительные тренировки, лечебный массаж, овладение техническими средствами для тренировки пораженных и компенсирующих органов. Таким детям без помощи родителей никак не обойтись. Поэтому для проведения указанной работы родители детей инвалидов должны иметь определенные навыки, необходимые знания, время и средства.
Для оказания помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов, работают социальные реабилитационные центры, количество которых за последние семь лет возросло с 3 до 237. Кроме того, при центрах социального обслуживания семьи и детей открываются отделения реабилитации, число которых приблизилось к 300. Деятельность названных учреждений, проводящих реабилитацию детей-инвалидов, воспитывающихся в семье, способствует сокращению числа детей-инвалидов, поступающих в детские дома-интернаты для этой категории детей.
Особенностью большинства социально-реабилитационных учреждений является их многопрофильность, где помощь оказывается детям-инвалидам с различной патологией. 34,7% этих учреждений занимаются реабилитацией детей с детским церебральным параличом и нарушениями опорно-двигательного аппарата; 21,5%—детей с нарушением умственного и психического развития; 20,1%—детей с соматической патологией; 14,1%—детей с нарушением слуха и 9,6%—детей с нарушением зрения.
Спектр реабилитационных услуг, предоставляемых Центрами, весьма широк. Это социальное обслуживание на дому, включая медико-социальный патронаж, психологическая и педагогическая поддержка, обслуживание детей в отделении дневного пребывания с использованием комплекса реабилитационных мероприятий; стационарное обслуживание с определением конкретных сроков пребывания ребенка в Центре; амбулаторное обслуживание семей с детьми с получением консультаций специалистов.
Медицинская реабилитация включает в себя консультации, проведение курсов массажа, ЛФК, физиотерапию, рефлексотерапию, медикаментозное лечение и др. Социальная реабилитация включает в себя работу с семьями, где воспитываются дети, социальный патронаж, организацию юридических консультаций, лектория для родителей, досуга детей, работу летнего реабилитационного лагеря, проведение оздоровительных, спортивных занятий. Изыскиваются возможности и для дополнительной материальной помощи—новогодние подарки, приобретение продуктов, одежды и обуви, канцтоваров.
Разнообразны виды психологической реабилитации: консультирование, индивидуальный психотерапевтический прием, групповой и индивидуальный психотренинг, психокоррекция невротических расстройств и задержки психического развития, семейная психокоррекция, психопрофилактика.
Коррекционно-педагогическая реабилитация, проводимая Центром, включает в себя консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения, так как у родителей детей-инвалидов существует стойкий стереотип по поводу исключительной эффективности одного медикаментозного лечения. Работает психолого-медико-педагогический консилиум, проводятся занятия с детьми как в Центре, так и на дому.
Обязательной является и профессиональная реабилитация: работа различных кружков, компьютерное развивающее обучение, формирование базы данных о специальных учреждениях, консультации по направлению в учебные заведения, работа со службой занятости. Для детей-инвалидов крайне важно меньше ощущать свои в чем-то ограниченные, чем у сверстников, возможности. Этому способствует работа оздоровительных секций на стадионе, проведение спортивно-культурных, мероприятий. Что касается социокультурной реабилитации, то она проводится действующим клубом, кружками. Помогают в этом деле регулярные экскурсии, культурно-массовые мероприятия с участием детей и их родителей посещение театров, музеев.
В последние время неплохое дополнение государственным социальным учреждениям составляют общественные организации, различные благотворительные фонды, работа которых направлена на социальную поддержку детей и подростков, инвалидов, стариков и молодежи и т. д. К сожалению, основная масса благотворительных организаций находится в Москве и Санкт-Петербурге.
В 2001 г. учреждениями социального обслуживания семьи и детей было обслужено 325,8 тыс. семей с детьми-инвалидами, что на 7,7% больше, чем в 2000 г. Большинство из них обслуживались в центрах социальной помощи семье и детям (28,7%), отделениях по работе с семьей и детьми в центрах социального обслуживания (26,6%), реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (19,9%), комплексных центрах социального обслуживания (15,0%)'.
Увеличивается число детей-инвалидов, поступающих на реабилитационное санаторное лечение. В 2001 г. в санаториях было оздоровлено 6937 детей-инвалидов.
Дети-инвалиды до 18 лет, имеющие нарушения в опорно-двигательной системе, получают протезно-ортопедическую помощь на 69 государственных протезно-ортопедических предприятиях. За 2000—2001 гг. число детей-инвалидов, нуждающихся в коррекции опорно-двигательного аппарата, увеличилось, в среднем, на 15%. Так, в 2001 г. на учете в 69 протезно-ортопедических предприятиях состояло 177 966 детей, в 2000 г.—153 956 детей. Эпидемиологический анализ изучения заболеваемости этих детей, проведенный в 2000—2001 гг., показал, что 40,1% из них нуждаются только в протезных изделиях, для 30—35% детей необходимо использование сложной ортопедической обуви.
Увеличение числа нуждающихся в протезно-ортопедических изделиях детей обусловлено ростом ортопедической патологии раннего возраста.
На формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, их воспитывающих, нацелены мероприятия Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды». В 2001 г. на ее реализацию было выделено 844,7 млн рублей, в том числе 623,5 млн рублей за счет средств Федерального бюджета. Из них 223,5 млн рублей государственных капитальных вложений на развитие материально-технических домов-интернатов и реабилитационных центров для детей-инвалидов. Увеличение в 2,3 раза по сравнению с 2000 г. произошло за счет выделения дополнительных доходов бюджета, что позволило выполнить в полном объеме запланированные мероприятия.
В результате реализации Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» обеспечивается неонатальный скрининг на фенилкетонурию и врожденный гипотериоз. Процент охвата новорожденных обследованием на эти наследственные заболевания составил 96% против 92% в 2000 г. Данное обследование позволяет ежегодно выявлять, а, следовательно, предотвращать инвалидизацию у более чем 200 больных с фенилкетонурией и у 400—500 детей с врожденным гипотериозом. Аудиологический скрининг новорожденных позволил уменьшить степень инвалидизации детей с нарушением слуха на 15—20%.
Средства программы являются основным источником обеспечения слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих детей техническими средствами как индивидуального, так и коллективного пользования. В 2001 г. изготовлено и поставлено 7968 слуховых аппаратов различных модификаций в органы социальной защиты населения 89 субъектов Российской Федерации. 5943 единицы индивидуальных протезных изделий получили дети, находящиеся в детских домах-интернатах и реабилитационных центрах.
Для реализации мероприятий, направленных на улучшение условий жизни и развития медико-социальной реабилитации детей, имеющих недостатки в физическом или умственном развитии, в том числе находящихся в домах-интернатах для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками, в рамках Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» закуплено и поставлено реабилитационное и технологическое оборудование (более 2230 комплектов различного реабилитационного оборудования), автотранспорт (260 единиц различных модификаций), выделены финансовые средства на капитальный ремонт учреждений для детей-инвалидов. Это способствовало укреплению материально-технической базы названных учреждений, внедрению новых технологий всех видов реабилитации и повышению эффективности реабилитационных мероприятий, обеспечению учебного процесса, профессиональной подготовки, вовлечению в посильный труд детей-инвалидов. Благодаря всему этому, реабилитационными центрами для детей и подростков были оказаны реабилитационные услуги 64 тыс. семей, имеющих детей-инвалидов и 145 тыс. детей с ограниченными возможностями.
Также особое внимание уделяется реформированию детских домов-интернатов системы социальной защиты населения (в 155 домах-интернатах на конец 2001 г. воспитывалось 29 тыс. детей-инвалидов). В последние годы наметилась положительная тенденция—организация и открытие в них отделений реабилитации детей-инвалидов с целью проведения комплекса реабилитационных мероприятий, социально-средовой адаптации и подготовки воспитанников к самостоятельной жизни в обществе.
В настоящее время в системе социальной защиты населения функционируют 42 учреждения начального и среднего профессионального образования для инвалидов, из них 11 подведомственны Минтруду России, 31 находится в ведении субъектов Российской Федерации. Всего в учреждениях обучается 8 тыс. инвалидов, ежегодно их оканчивает более 2 тыс. человек.
Подведомственные Минтруду России учреждения готовят студентов по 18 специальностям и 8 профессиям. 3а 2001 г два образовательных учреждения реорганизованы в колледжи-интернаты (Новокузнецкое профессиональное училище-интернат в Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат; Оренбургский техникум в Орен6ургский государственный экономический колледж-интернат).
В подведомственных Минтруду России образовательных учреждениях обучается 2535 студентов-инвалидов (в 2001 г обучалось 2465), из них около 40% составляют дети-инвалиды, 3% (57 человек)—дети-сироты. Дети-инвалиды, поступающие в образовательные учреждения для инвалидов в возрасте 14-15 лет, составляют самую многочисленную группу на 1-ом курсе.
Среди мероприятий, способствующих профессиональной ориентации детей-инвалидов школьного возраста, важное место отводится таким мероприятиям, проводимым педагогическими коллективами учреждений профессионального образования, как встречи с руководителями и педагогами школ, выпускниками и с их родителями, информация об условиях приёма, дни открытых дверей. В учреждениях сформировалась и объективно существует система непрерывного профессионального образования, которая включает в себя первичную профессиональную ориентацию на базе профессиональных классов, на базе отделений выбора профессии, подготовку специалистов по программам базового и повышенного уровня среднего профессионального образования.
Клинико-психологический статус ребенка-инвалида, его специфические особенности обусловливает выбор стратегии и тактики профессионального обучения в комплексе с системой реабилитационных мероприятий. В результате вышеперечисленных мероприятий выпускники образовательных учреждений получают хорошую профессиональную подготовку, позволяющую им быть конкурентоспособными на рынке труда, 60—70% выпускников трудоустраиваются по специальности.
Ежегодно проводятся фестивали художественного творчества (Москва, Кострома, Иркутск, Рязань и др.), специальные спартакиады (Саратов, Республика Адыгея и др.) и другие культурные и спортивные мероприятия для детей-инвалидов.
Опыт работы различных учреждений социальной защиты населения по оказанию помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, показывает, что решение данной проблемы должно одновременно идти по многим направлениям. Целесообразным представляется целенаправленная политика государства в области проблематика детской инвалидности, т. е. комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений. Необходимо и в дальнейшем развивать сеть реабилитационных центров, коррекционных учреждений, учебных и воспитательных учреждений, которые уже неплохо зарекомендовали себя в работе по социальной адаптации и реабилитации семей, имеющих детей-инвалидов. Различные общественные организации и благотворительные фонды, недавно начавшие активную работу на рынке социальных услуг; могут заполнить недостающие ниши и исправить недоработки, имеющиеся в работе госучреждений.
Сегодня назрела необходимость совершенствования системы экономической помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями. И, наконец, в обществе необходимо воспитать стремление морально поддерживать семьи, имеющие ребенка-инвалида, уметь, понимать их проблемы. Работа, систематически проводимая в этом направлении средствами массовой коммуникации, несомненно, принесет положительные результаты.
Вопросы для самоконтроля
Как трактуется термин «инвалид» в правовых документах международного сообщества и в законодательстве России?
Каково положение детей-инвалидов в современной России?
Социальная политика государства в отношении семей с детьми-инвалидами.
Расскажите о правовой защите детей-инвалидов.
Организация работы с семьей с ребенком-инвалидом и ее социальное обслуживание.
Литература
Основы социальной работы: Учебник/Отв. ред. П. Д. Павленок. М., 2003.
О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 2002 г. М„ 2002.
Социальная педагогика / Под ред. проф. В. А. Никитина. М, 2000.
Словарь-справочник по социальной работе/Под ред. д-ра ист. наук проф. Е. И. Холостовой. М., 1997.
Семьеведение: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. Я. Циткилова. Ростов н/Д. 2002.
Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. М., 2001.
- Н.Ф.Дивицына
- 2. Методологическая база семьеведения и ее место в системе общественных наук
- 3. История развития общественной мысли о семье
- Лекция №2 Брак и семья как фактор стабильности общества
- 1. Определение и сущность понятий «семья» и «брак»
- В современной науке и праве
- 2. Исторические формы брака
- 3. Исторические перемены в функционировании семьи
- Лекция №3 Основные функции семьи в изменяющемся мире
- 1. Определение понятия «функция» семьи
- 2. Характеристика основных функций семьи
- Лекция №4 Демографические аспекты состояния и развития семьи
- 1. Предмет демографии и демографической политики
- 2. Из истории вопроса
- 3. Демографический кризис в современной России: причины и последствия
- 4. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 г.
- Лекция №5 Социально-экономическое положение семьи в условиях перехода к рыночным отношениям
- 1. Семейная структура населения Российской Федерации
- 2. Факторы изменения среднего размера и структуры семьи
- 3. Сущность социально-экономических проблем современной семьи
- 4. Пути решения социально-экономических проблем семьи
- Лекция №6 Культура и быт семьи
- 1. Роль отца и матери в семье
- 2. Общение в семье
- 3. Быт семьи
- 4. Влияние быта на жизнь и формирование личности
- Лекция №7 Принципы социальной защиты семьи
- 1. Сущность и содержание социальной защиты
- 2. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения
- 3. Роль и место социальных служб в социальной защите населения
- Лекция №8 Приоритеты, принципы и механизмы реализации Государственной семейной политики в условиях рыночной экономики России
- 1. Сущность государственной семейной политики
- 2. Формирование и реализация государственной семейной политики в Российской Федерации
- Лекция №9 Развитие и совершенствование денежных и натуральных выплат семье
- 1. Материнство, отцовство, детство и система социального обеспечения
- 2. Компенсационные выплаты
- 3. Виды социальных льгот
- Лекция №10 Охрана материнства и детства
- 1. Организация акушерско-гинекологической помощи
- I. Диспансеризация беременных и родильниц.
- II. Гинекологическая помощь.
- III. Профилактика абортов, контрацепция.
- 2. Организация лечебно-профилактической помощи детям
- 3. Работа по формированию здорового образа жизни
- Лекция №11 Молодая семья как объект социальной защиты
- 1. Социальный портрет современной молодой семьи
- 2.Проблемы молодой семьи
- 3. Меры социальной, экономической и правовой защиты молодых семей
- Лекция №12 Многодетная семья и её социальная защита
- 1. Типы многодетной семьи
- 2. Основные проблемы современной многодетной семьи
- 3. Социальная защита многодетной семьи
- 4. Технология социальной работы с многодетными семьями
- Лекция №13 Социальная работа с семьями, имеющими в своём составе инвалидов
- 1.Положение детей-инвалидов в современной России
- 2. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями
- 3. Государственно-правовая основа социальной защиты лиц с ограниченными возможностями и их семей
- 4.Опыт работы социальных служб по реабилитации семей,
- Имеющих детей-инвалидов
- Лекция №14 Социальная защита неполных семей
- 1. Источники формирования неполных семей
- 2. Социально-экономические проблемы неполных семей
- 3. Социально-психологические проблемы неполных семей
- 4. Проблемы воспитания и социализации детей в неполной семье
- Лекция №15 Социальная работа с семьёй пожилых людей
- 1.Пожилые люди как социальная общность
- 2. Роль семьи в жизни пожилых людей
- 3. Концепция государственной социальной политики
- В отношении граждан старшего поколения
- 4. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей
- 5. Технология социального обслуживания пожилых людей
- Лекция №16 Служба социальной помощи семье. Структура, функции, учреждения
- 1. Социальная работа в системе социального обслуживания населения
- 2. Система социального обслуживания населения:
- Принципы, функции, виды и формы деятельности
- 3. Учреждения социального обслуживания семьи: их виды и специфика деятельности
- Лекция №17 Зарубежный опыт социальной защиты семьи
- 1. Цели и методы систем социальной защиты семьи за рубежом
- 2. Социальная поддержка семьи в странах Европы и Северной Америки
- 3. Социальная поддержка семьи в развитых государствах Азии
- И странах «третьего мира»